Перевозчик признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.24 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей за несоблюдение установленных законодательством Евразийского экономического союза (далее, — ЕАЭС) порядка и условий использования на таможенной территории ЕАЭС временно ввезенных ТСМП.
В соответствии с положениями п. 1 и п.п. 1 п. 4 ст. 275 Таможенного кодекса ЕАЭС:
— временно ввезенные ТСМП находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий, установленных статьей 275 ТК ЕАЭС;
— на таможенной территории ЕАЭС не допускается использование временно ввезенных ТСМП для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 статьи 275 ТК ЕАЭС.
В ходе проверки таможней было установлено, что данный перевозчик осуществлял перевозку по маршруту Беларусь – Россия по белорусскому и российскому трехсторонним разрешениям, что по мнению таможенного органа не позволяет совершать перевозки перевозчикам на ТСМП между государствами-членами ЕАЭС, так как в международных договорах государств-членов ЕАЭС с третьей стороной в области автомобильного транспорта не содержится положений, разрешающих использование перевозчиками временно ввезенных ТСМП для внутренних перевозок между государствами-членами ЕАЭС.
По указанному основанию перевозчику было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за несоблюдение установленных законодательством ЕАЭС порядка и условий использования на таможенной территории ЕАЭС временно ввезенных ТСМП.
В рамках представления интересов клиента по делу были изучены российские нормативно-правовые акты и материалы дела об административном правонарушении. В результате чего было сделаны выводы о том, что перевозчик незаконно привлечен к административной ответственности.
На основании указанных фактов была выстроена позиция, основанная на несогласии с вмененным перевозчику административным правонарушением, так как положениями подпункта 1 пункта 7 ст. 275 ТК ЕАЭС установлено, что являющиеся ТСМП временно ввезенные автомобильные транспортные средства, прицепы, полуприцепы и (или) перевозимые на них контейнеры могут использоваться для внутренней перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся на территории одного государства-члена и заканчивающейся на территории другого государства-члена, в следующих случаях, если такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта.
При этом на борту транспортного средства при осуществлении таможенного контроля находились белорусское и российское трехсторонние разрешения.
Суд первой и второй инстанций отказали перевозчику в удовлетворении жалобы, посчитав, что запрет на осуществление внутренней перевозки, начинающейся на территории одного государства-члена и заканчивающейся на территории другого государства-члена, временно ввезенными ТСМП, установлен таможенным законодательством ЕАЭС, статьей 275 ТК ЕАЭС.
При этом в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан от 19.05.2000 года и в Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Узбекистан от 22.12.1994 «О международном автомобильном сообщении» не установлена возможность осуществления узбекским перевозчиком внутренней перевозки, начинающейся на территории одного государства-члена ЕАЭС и заканчивающейся на территории другого государства-члена ЕАЭС, поэтому заявитель не имел права совершать перевозку по маршруту Республика Беларусь — Российская Федерация по специальным разовым российским и белорусским разрешениям.
В свою очередь, данные постановления таможни и судебные акты судов первой и второй инстанций были обжалованы в кассационном суде.
Суд кассационной инстанции отменил судебные акты судов первой и второй инстанций и признал незаконным и отменил постановление Брянской таможни от 22.11.2022 № 10102000-1774/2022 по делу о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд кассационной инстанции полностью согласился с нашей позицией и указал, что указанные Соглашения от 22.12.1994 и от 19.05.2000 содержат прямое указание на возможность осуществления иностранным перевозчиком с использованием ТСМП перевозок груза с территории одного государства-члена Союза на территорию другого государства-члена Союза на основании разрешений, выдаваемых компетентными органами государств-членов ЕАЭС.
Постановление суда кассационной инстанции вступило в силу, и не было обжаловано таможенным органом.
Дело № А09-11573/2022 в Арбитражном суде Брянской области.
🔴Оперативную правовую помощь по любым вопросам в сфере ВЭД и международных перевозок получайте в рамках годового контракта на круглосуточное консалтинговое обслуживание 24/7.