12 самых распространённых ошибок, которые совершают российские импортёры в Китае
Если вы предприниматель, который решил заняться импортным бизнесом, но ничего в этом не понимаете, вы спросите, что делать?
Обычно есть два варианта ответа на данный вопрос:
1) Пройти дополнительное профессиональное обучение по специальности ВЭД и таможенное оформление либо логистика и ВЭД, стать специалистом и самостоятельно заниматься всем процессом от А до Я.
2) Нанять специалистов, которые за вас будут делать всю работу при организации ВЭД, логистики и таможенном оформлении, а вы будете управлять всем процессом.
Для того, чтобы управлять процессом эффективно, вам, как минимум, надо разбираться в основах ВЭД.
К сожалению, у большинства предпринимателей вечно нет времени учиться потому, что они полностью погружены в оперативное управление своим бизнесом.
Они начинают заниматься импортным бизнесом без необходимых знаний и навыков в сфере ВЭД. Обычно, в их подсознании есть одна классическая установка — «Будем решать проблемы по мере их возникновения».
Специально для таких предпринимателей, на основании своего многолетнего практического опыта в импорте, я составил список 12 самых распространённых ошибок, которые совершают импортёры, и не только российские.
Не важно, из каких стран вы осуществляете импорт из Китая, Индии, Вьетнама, Европы или стран Южной Америки, все ошибки примерно одинаковые и повторяются из года в год, от сделки к сделке.
БОЛЕЗНЬ ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ЛЕЧИТЬ!
Надеюсь, мой список ошибок поможет вам избежать значительных финансовых, временных и эмоциональных потерь.
Итак, поехали…
12 САМЫХ РАСПРОСТРАНЁННЫХ ОШИБОК, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЮТ РОССИЙСКИЕ ИМПОРТЁРЫ
- Низкая цена, как приоритет при поиске импортного продукта
Вы всегда получаете то, за что платите, особенно при работе с поставщиками из развивающихся стран. Если вы ищете цену намного ниже рыночной, будьте готовы к тому, что вам придётся пожертвовать либо качеством, либо временем производства вашего продукта.
- Отсутствие полной технической спецификации на импортируемый продукт
Вы получите настолько качественный продукт от зарубежных поставщиков, особенно из Юго-Восточной Азии, насколько качественно составлена ваша техническая спецификация.
- Непонимание того, что образцы продукции, которые вам предоставляет иностранный поставщик – это всего лишь инструмент для заключения сделки
В Китае и в Юго-Восточной Азии в целом фабрики знают, что отправка очень хороших образцов – это то, что помогает им получать заказы. Это маркетинг и завоевание клиента.
Эти идеальные образцы (подготовленные опытными техниками и инженерами, которые делают это абсолютно спокойно и никуда не спешат) в большинстве случаев лучше, чем те, товары, которые будут изготавливаться для вас в массовом количестве.
Есть очень большая разница между единичными образцами, выполненными на лучшем оборудовании лучшими специалистами и между продуктами массового производства.
Китайские поставщики вам об этом не скажут, но они почти все предполагают, что их покупатели знают об этом.
В любом случае покупатель, который внес предоплату в размере 30% и спешит отгрузиться быстрее, обычно соглашается с такой ситуацией. На это и рассчитывают многие китайские фабрики.
- Отправка готовой партии импортного товара, без предварительной проверки качества
Никогда не платите вашему иностранному поставщику полную стоимость за товар и не разрешайте ему делать отправку этого товара, пока вы не проверите его качество. Для проверки качества вашей продукции нанимайте сервисную компанию, которая сделает для вас предотгрузочную инспекцию по качеству, и даст вам положительное заключение.
- Импортёр не рассчитывает необходимый объём заказа и не учитывает срок оборачиваемости импортируемой продукции
Любой бизнес – это про цифры, и импортный бизнес не исключение. Особое внимание необходимо уделить расчёту объёмов заказов, которые вы собираетесь разместить у ваших иностранных поставщиков. Далее, чтобы не попасть в ловушку под названием «кассовый разрыв», необходимо: сначала правильно рассчитать срок оборачиваемости вашей импортной продукции, после рассчитать необходимое количество денежных средств, для финансирования синхронных и бесперебойных поставок, импортируемой продукции.
- Неумение предварительно рассчитывать полную себестоимость импортируемой продукции
Многие импортёры не учитывают множество мелких и дополнительных расходов, возникающих при осуществлении импорта продукции, которые в итоге очень сильно влияют на фактическую себестоимость импортируемой продукции. Обязательно разберитесь, что такое транспортно-заготовительные расходы при импорте и научитесь своевременно рассчитывать полную себестоимость импортируемой продукции.
- Непонимание и незнание условий поставок импортируемой продукции
Для того, чтобы вы могли подписать нужный вам договор с иностранными поставщиками, вам необходимо знать условия международных поставок, базисом для которых является Инкотермс 2020.
- Незнание большого перечня дополнительных условий, которые необходимо обсудить с поставщиком, чтобы получить лучшую импортную сделку
Кроме цены на товар и условий поставок Инкотермс, существуют ещё, как минимум 15 дополнительных условий, которые вы должны обсудить с иностранными поставщиками и обязательно включить их в ваш международный контракт.
- Непонимание как организовать перевозку импортных товаров и как взаимодействовать с логистическими компаниями
К сожалению, многие предприниматели, не вникают в детали транспортной логистики своего импортного бизнеса или непосредственно в доставку товара. А ведь понимание того, как строится доставка, как правильно организовать мульти модальную перевозку, какой логистический маршрут выбрать для каждой сделки, и как выбрать ответственного логистического оператора – это очень важно. Потому, что именно эти факторы оказывают большое влияние на стоимость транспортных расходов, которые, в свою очередь занимают весомую долю всех ваших расходов при импорте.
- Непонимание технического регулирования и незнание, какая разрешительная документация необходима для импорта продукции
Многие малые и средние импортёры ранее возили свои товары через, так называемое Карго. Карго, на самом деле – это контрабанда. И сегодня, когда предприниматели начинают переходить на официальный импорт, они, к своему удивлению, сталкиваются с такими сложными понятиями, как технические регламенты на продукцию, декларации и сертификаты соответствия на импортируемые товары, маркировка продукции и другая разрешительная документация на ввоз продукции на территорию России и ЕАЭС.
Часто они просто игнорируют все эти термины и вспоминают о них только, когда товар уже пришёл на таможенный терминал. Вспоминают тогда, когда уже надо платить административные штрафы, когда надо платить за дополнительное хранение и простои транспорта.
Чтобы этого избежать, всегда изучайте всё о разрешительной документации до того, как вы планируете осуществить импорт, ещё на этапе калькуляции полной себестоимости товаров.
- Непонимание роли валютного контроля и его последствий для бизнеса, незнание валютного законодательства, касающегося импортных сделок
Валютный контроль — это комплекс мероприятий со стороны государства, направленных на обеспечение контроля, за движением денежных средств во время осуществления внешнеторговых операций.
Государство возложило эти функции на банки, в которых обслуживается бизнес. Предпринимателям и компаниям-импортёрам нельзя просто по желанию отправлять деньги за границу куда они захотят, в любом количестве и при этом завозить товар на другую компанию. Процесс оплаты валютных средств за рубеж и ввоз товаров, за которые была произведена оплата строго регламентирован и известен, как репатриация.
Задача импортёра изучить все правила валютного контроля и последствия за его нарушения, изучить до момента заключения контракта с вашим китайским поставщиком. Так, как особенности Российского валютного законодательства обязательно должны быть учтены в вашем внешнеторговом договоре. Большинство консультаций импортёры могут получить бесплатно в отделе валютного контроля банка, в котором они обслуживаются.
- Нежелание вдаваться в юридические особенности ВЭД договоров, с учётом законодательства тех стран, откуда импортируются товары
Внешнеторговый контракт с вашим китайским партнёром – это по сути дела формализация всех ваших договорённостей и процесса реального взаимодействия во время сделки, и перенос их на бумагу.
Контракт или договор – это очень мощное и, наверное, самое главное ваше оружие при урегулировании и решении споров, во время возможных конфликтных ситуаций.
А для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций в принципе или заранее определить, как и в чью пользу они будут решаться, у вас должен быть составлен грамотный и главное реально «рабочий» контракт.
Для того, чтобы ваш контракт был «рабочим» нужны всего две вещи:
А) Контракт должен полностью отображать реальный процесс сделки от начала и до конца, учитывая каждую мелочь и деталь, которая происходит в реальности. По сути дела то, что на бумаге, должно быть зеркалом, того, что вы делаете на самом деле.
К сожалению, наверное, у 95%, а может и более импортёров контракт и реальная сделка очень сильно отличаются друг от друга.
Б) Контракт должен учитывать все правовые и юридические аспекты обоих контрагентов. Если вы импортируете из Китая, то для вас на первом месте должно стоять Китайское право, а потом Российское право, регулирующие взаимоотношения между участниками внешнеторговой сделки.
Скажу вам, как обычно делаю я – сам полностью составляю контракт с точки зрения реального процесса внешнеторговой сделки. То-есть шаг за шагом прописываю на бумагу все этапы сделки и все действия, которые должен совершить продавец и покупатель, чтобы сделка состоялась.
Далее я отдаю свой контракт опытным юристам, чтобы они привели реальную сделку в соответствие с юридическими особенностями Китайского и Российского права. Почему Китайское право спросите вы? Да потому, что 95% моих сделок связано с импортом из Китая.
После того, как юристы внесут все правки, я отдаю контракт на проверку и согласование своему китайскому партнеру, и остаётся последняя фаза окончательного согласования и подписания контракта.
И только, когда контракт подписан обоими партнёрами начинается вся дальнейшая деятельность по осуществлению внешнеторговой сделки.
Квалифицированная помощь специалистов по импорту с Китаем позволит Вам не только выстроить эффективный бизнес с китайскими партнёрами, но и избежать множество ошибок, которые совершает большая часть участников ВЭД.
Более подробно о секретах внешнеэкономической деятельности, вы узнаете в наших соцсетях Instagram, Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Китай в помощь!
Андрей Брицко
Консультант по импортному бизнесу с Китаем
Партнер Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 08.06.2021
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?