7 шагов импорта или как импортировать из Китая?
В предыдущей своей статье «Зачем нужен импорт и почему Китай?», я рассказал вам свою точку зрения, почему надо заниматься импортным бизнесом и почему надо производить и импортировать в большинстве случаев из Китая.
Теперь давайте рассмотрим следующий вопрос – как импортировать?
Независимо от страны, из которой вы импортируете товар, процесс импорта всегда включает в себя 7 шагов или 7 ступеней или 7 этапов, через которые вам предстоит пройти.
И если вы досконально разберете по косточкам, каждый шаг процесса импорта, совершите определенное количество сделок, то вы определенно сможете стать профессионалом, а после 5-10 лет работы уже будете экспертом в нескольких областях.
Но стать абсолютным экспертом во всех областях импорта, мне кажется очень сложно.
Просто, в виду наличия огромного количества нормативных документов, тарифов, регламентов, которые постоянно меняются и обновляются, невозможно успевать следить за всем и делать импортный бизнес.
Лично я, не знаю специалистов, которые одинаково глубоко разбираются во всех 7 этапах процесса импорта.
Поэтому я считаю, когда есть команда экспертов, каждый из которых хорош в своей области и взаимоотношениями с ними управляет отличный проектный менеджер, который разбирается во всех этапах, но является узким экспертом в 1-2 областях, тогда у компании-импортёра появляется очень сильное конкурентное преимущество.
По моему мнению, основными достоинствами такого проектного менеджера по управлению всем процессом импорта из Китая, должны быть:
— коммуникативные качества;
— умение управлять процессом;
— умение контролировать и доводить каждый этап до конца;
— аналитический склад ума и дисциплина в цифрах.
Этот менеджер должен обладать экспертностью в 1-2 областях всего процесса и хорошо разбираться в остальных этапах.
Если вы предприниматель из малого или среднего бизнеса, то у вас есть право выбора.
Или на начальном этапе, вам предстоит стать таким менеджером и управлять своим импортным бизнесом из Китая самостоятельно. При этом, вы сами должны выполнять часть этапов, а все самые сложные процессы, как логистика и таможенное оформление отдать на аутсорсинг.
Или вы нанимаете себе в команду такого проектного менеджера по управлению импортом из Китая, с частичным привлечением специалистов со стороны. Но вы всё равно, как собственник импортного бизнеса, должны им управлять.
В любом случае, предприниматель, который решил заняться импортным бизнесом с Китаем, обязан пройти дополнительное профессиональное обучение и понять все 7 этапов, понять, как работает импортный бизнес изнутри. В противном случае, ничего хорошего, вас ждать не будет.
7 ШАГОВ ИМПОРТА
Вы всегда будете проходить, через эти 7 шагов, независимо от того, какой продукт вы хотите импортировать и из какой страны вы хотите импортировать.
- СТРАНА ИМПОРТА
Решите, где будет производиться ваш продукт. В моём случае это будет Китай или Юго-Восточная Азия (в зависимости от продукта).
Страны имеют разные правила экспорта / импорта. Хотя товары из Азии могут быть дешевыми, существует множество других факторов, которые могут увеличить расходы.
Требования к импорту конкретных товаров зависят от множества критериев:
— распространяется ли на продукт импорта ограничения квот;
— имеет ли право применяться к продукту импорта сниженная ставка пошлины;
— есть ли запрет на ввоз продукта импорта на территорию страны, поскольку он происходит в стране, на которую наложено эмбарго;
— И множество других критериев.
Зная страну импорта, вам ещё необходимо знать и какой конкретно продукт вы будете импортировать, чтобы увидеть все ограничения и льготы, конкретно по этому продукту импорта.
Для этого вам нужен код ТН ВЭД на продукт, который вы собираетесь импортировать. ТН ВЭД – расшифровывается, как Товарная Номенклатура Внешней Экономической Деятельности.
Для правильного определения кода ТНВЭД, необходимо техническое описание продукта импорта, иногда даже необходимо знать технологию его производства.
А это уже второй шаг процесса импорта.
2. ПРОДУКТ ИМПОРТА
Определите точно продукт или товар, который вы будете импортировать
Многие всегда спорят, какой же этап первый определение страны импорта или продукта импорта.
Я считаю, что страна импорта первична. Потому, что когда я собираюсь импортировать продукт, я уже однозначно имею представление, какой продукт я хочу импортировать.
В пункте же продукт импорта речь идет о полном описании продукта или товара, который я хочу произвести или закупить в Китае (или любой другой стране) и импортировать в Россию или другую страну.
Необходимо составить ТЗ (техническое задание) или ТС (техническую спецификацию) в которой подробно описать продукт импорта с точки зрения всех возможных параметров.
Этот этап возможно один из самых нудных, сложных и самых важных. Если мы говорим о Китае или любой другой развивающейся Азиатской стране, помните, вы всегда получаете то, что заказываете.
Поэтому в ТЗ пропишите максимально возможное количество параметров, характеризующих ваш продукт.
Помните всё, что вы не используете в технической спецификации, будет использовано Китайским производителем против вас!
Китайцы мастера оптимизации себестоимости продуктов, которые они производят для своих заказчиков.
И если есть хоть маленький шанс использовать более дешёвый материал и/или комплектующее изделие, и в спецификации нет никаких ограничений или ссылок на это, то они этот шанс обязательно используют.
И это не будет с точки зрения китайцев (я считаю точно так же) обманом.
Это очень, очень важно!!!
3. ПОСТАВЩИК ИМПОРТИРУЕМОГО ТОВАРА
Поиск поставщика — это самая захватывающая, но и самая сложная часть. Всегда помните, что в Китае (из своего опыта могу сказать и не только в Китае) люди делают бизнес с людьми, а не с компаниями.
Но вам все равно, на начальном этапе стоит выбрать компанию и только потом выстроить взаимоотношения с людьми, которые работают в данной компании.
При выборе поставщика однозначно надо руководствоваться целым рядом критериев, по которым вы будете оценивать, квалифицировать и отбирать поставщика. Более того этот процесс должен быть максимально систематизирован и стандартизирован. В противном случае вы рискуете потратить очень много времени и получить, очень мало результатов.
4. РАСЧЁТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИМПОРТА ТОВАРА
Мы с вами помним, что импортный бизнес – это в первую очередь бизнес и главная конечная цель любого бизнеса приносить прибыль своим собственникам.
Как говорит Евгений Черняк: «Бизнес без прибыли аморален!»
Поэтому, всегда, когда мы собираемся импортировать что-то, надо помнить об экономической составляющей импортного бизнеса. Мы должны с вами уметь определить эффективность и прибыльность импорта. А для этого, нам надо уметь считать себестоимость импортируемых товаров. Для того, чтобы уметь посчитать себестоимость надо знать, что считать и как считать.
Нам нужно знать о всех ТЗР (транспортно-заготовительных расходах), которые влияют на полную себестоимость продукции. ТЗР – это старый и некрасивый бухгалтерский термин. Многим нравится больше накладные расходы. Но так, как мое образование бухгалтерское – я буду далее использовать термин ТЗР.
Определение истинных ТЗР — давняя цель всех импортеров – и она приобретает все большее значение для всех успешных компаний на сегодняшнем, более конкурентном рынке.
Как считать ТЗР и как они влияют на себестоимость?
Умение правильно и своевременно определить все ТЗР для импортируемого товара – одна из обязанностей менеджера ВЭД.
ТЭР (накладные расходы) — это общие расходы, связанные с приобретением, транспортировкой и импортом товаров из одного места в другое, внутри страны или на разных континентах, включая пограничные сборы, пошлины, налоги, транспортные расходы, страхование, перевалку, портовые сборы, расходы на сертификацию, расходы на инспектирование, агентские вознаграждения и т.д.
Таким образом, конечная себестоимость импортируемого товара будет состоять из покупной стоимости товара (цена по инвойсу) + ТЗР:
ТЗР = логистические расходы + таможенные расходы + коммерческие расходы (все остальные расходы, кроме логистических и транспортных).
Легко продавать товары с убытком, если вы не знаете, сколько стоит ваш импорт.
Если, с логистическими расходами всё более менее понятно, то для того, чтобы определить все таможенные расходы, которые иногда составляют до 50% закупочной стоимости импортного товара надо знать код ТН ВЭД.
На основании этого кода надо проверить все тарифы на импорт по Китаю или любой другой стране, из которой вы собрались импортировать товар.
Расчёт всех платежей идет рука об руку с первой частью процесса – определением страны импорта.
Ввозные пошлины могут быть рассчитаны по-разному. В зависимости от того, что и как вы насчитаете, вы сможете сделать ваш импортный бизнес ещё более прибыльным или можете его похоронить.
Поэтому надо очень внимательно относиться к цифрам, но всегда искать возможные пути легальной оптимизации таможенных платежей.
И самое важное понять, что мы сможем сделать полноценный расчёт себестоимости импорта, определить его прибыльность и эффективность, только после того, как у нас будет ценовая информация от потенциальных китайских поставщиков и данные по всем ТЗР.
Мы сможем идти дальше на 5-й этап импорта только тогда, когда цифры говорят нам вперёд.
В противном случае, либо мы ищем пути оптимизации себестоимости импортируемого товара либо отказываемся от импорта данного товара.
5. УПРАВЛЕНИЕ ПОСТАВЩИКАМИ
После того, как мы сделали все подготовительные работы и плановые расчёты себестоимости нашего товара, поняли, что осуществлять импорт из Китая очень выгодно и эффективно, мы приступаем к самой главной части нашего импорта – к процессу производства или закупки нашего импортного товара и всему, что с этим связано.
Почему, я считаю эту часть самой главной? Потому, что на этом этапе допускается, самое большое количество тактических и стратегических ошибок, которые со временем, уничтожают наш импортный бизнес с Китаем. Это этап практического выполнения вашего заказа, этап управления поставщиками и процессом
В результате этих провалов, родилось и утвердилось мнение у предпринимателей, что успешный импортный бизнес с Китаем – это фикция и вероятность осуществления успешного импортного бизнеса с Китаем очень низкая.
На этапе «Управление поставщиками», мы с вами должны:
- Получить от выбранных поставщиков образцы продукции;
- Утвердить нужное нам качество продукции, составить окончательную техническую спецификацию на товар;
- Окончательно оценить, проверить и выбрать основных и резервных поставщиков;
- При необходимости организовать производственный, финансовый и социальный аудит ваших поставщиков;
- Провести переговоры с основными поставщиками, по всем необходимым условиям, а не только по цене, срокам производства и оплате;
- Обсудить все нюансы и детали нашего взаимодействия во время производства поставщиком нашего товара;
- Согласовать с производителем перечень приемлемых для вашего товара дефектов, их количество и долю в общей импортной партии и методы контроля, проверки и приёмки продукции по качеству;
- Составить поэтапный график производства вашего товара, со сроками выполнения каждого этапа и форму контроля и отчётности поставщика перед вами за соблюдение данного графика;
- Формализовать всё выше перечисленное и перенести на бумагу. Тем самым, мы должны с вами составить очень эффективный, и с юридической точки зрения, выполнимый обеими сторонами договор или комплект договоров (зависит от модели вашего импортного бизнеса);
- Ну и наконец, запустить весь процесс и следить за ним и управлять на протяжении всего времени исполнения заказа;
- Организовать доставку образцов необходимых для целей тестирования и сертификации предстоящей импортной поставки;
- Организовать контроль качества и предотгрузочную инспекцию ваших товаров;
- Подготовить ваш товар и необходимый пакет документов, для передачи логистическим компаниям;
- Постоянно общаетесь со своими поставщиками на протяжении всего процесса исполнения вашего заказа. В результате этих постоянных коммуникаций, должен происходить рост, развиваться и укрепляться ваши взаимоотношения с поставщиком;
- Совместный поиск путей оптимизации производственного процесса поставщика, для увеличения производительности, сокращения себестоимости вашей продукции и при этом сохранение или улучшение качества вашей продукции. Наивысшая точка – синергия вас и вашего поставщика в единое целое. Трансформация вашего поставщика в лучшего поставщика для вас и превращения вас в лучшего покупателя, для вашего поставщика.
Вы видите, сколько работы необходимо сделать на 5-м этапе. И я не могу сказать, что одно более важное, чем другое. Для построения успешного импортного бизнеса с Китаем, считается каждая мелочь.
6. ДОСТАВКА ИМПОРТНОГО ТОВАРА
Когда ваш импортный товар готов к отправке в Россию или любую другую страну в игру вступают либо логистические компании, либо ваши внутренние логисты.
Конечно, когда мы говорим о малом и среднем импортном бизнесе, чаще всего доставкой занимаются привлечённые логистические компании или транспортно-экспедиторские компании.
Наша задача, как импортёра на этом этапе:
- Предварительно отобрать лучшего партнёра по логистике;
- Согласовать и подписать с ним все необходимые договора;
- При его помощи полностью разобраться в процессе доставки;
- Посвятить логистическую компанию в детали своего импортного бизнеса;
- Связать вашего экспедитора с вашим поставщиком;
- Наладить эффективные коммуникации с вашим экспедитором;
- Следить за процессом доставки в режиме реального времени, контролировать ситуацию и быстро реагировать на любые непредвиденные события и эффективно управлять своим партнёром по логистике.
Когда ваш импортный товар из Китая будет доставлен на пункт таможенного оформления, то эстафету принимает таможенный брокер.
7. ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИМПОРТНОГО ТОВАРА
Сегодня при таможенном оформлении вашего товара у вас есть три пути развития событий:
- Оформление импорта занимается ваш логистический партнёр, в штате у которого есть собственные декларанты или партнёрские взаимоотношения с независимыми таможенными брокерами;
- Оформлением импорта занимается независимый таможенный брокер;
- Оформлением импорта занимаетесь вы самостоятельно, если у вас в штате есть свой квалифицированный декларант.
Как и на этапе доставки, ваши основные компетенции здесь заключаются в организации эффективных коммуникаций между всеми участниками вашей цепи поставок, слежение за процессом таможенного оформления в режиме реального времени, своевременное реагирование на любые ситуации, управление свои таможенным партнёром и все процессом.
Последние два этапа могут стать для вас сущим кошмаром, поверьте моему личному опыту.
Я после нескольких удачных и неудачных попыток подать декларации самостоятельно и набегавшись с документами по портам и терминалам, для себя однозначно принял решение, что логистику и таможенное оформление импорта всегда отдавать на аутсорсинг узко профильным специалистам.
Отдельно хочу сказать о контрольных функциях. Их нельзя выделить в отдельный этап, потому, что контроль должен осуществляться вами на всех этапах, от начала и до конца. Особенно контрольная функция у вас должна обостриться на всех этапах, которые происходят в Китае. Ничего нельзя отдавать на откуп китайской стороне, без контрольно.
КОНТРОЛЬ ВСЕХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ
Контролируйте закупку, производство, отправку, оформление экспортной документации, которую делают Китайцы (для вас это импортная документация) и т.д. Проведите согласованные и несогласованные проверки!
Всё, что можете сделать сами качественно, сделайте сами. Что физически не можете сделать или на что у вас не хватает профессиональных компетенций (находясь в России) – поручите специализированным компаниям и специалистам.
Организовывайте проверки предприятия, проверки производственного процесса, проверки качества сырья и материалов из которого для вас будут изготавливать продукты, проверки качества продуктов в процессе производства, проверки качества готовой продукции, предотгрузочные инспекции, инспекции при погрузке.
Самое главное, если вы «экономный» бизнесмен, помните – скупой платит дважды.
В заключение хочу сказать, что процесс импорта – это большой и непростой проект.
Вы, как собственник импортного бизнеса или являетесь хозяином и руководителем проекта. Или назначаете на роль хозяина и руководителя проекта, самого лучшего члена своей команды, с соответствующей квалификацией.
Качественное выполнение любого проекта зависит от качественного выполнение каждого этапа от начала и до конца.
Не забывайте, что каждый этап может содержать множество подпунктов, и только выполнив эти подпункты этап можно считать завершённым.
Ошибки в импорте могут стоить очень дорого.
В завершение даю вам формулу успешного импортного бизнеса с Китаем.
Успешный бизнес с Китаем = Правильное предварительное планирование всех этапов процесса импорта, их качественное выполнение от начала и до конца, гибкий и креативный подход к каждой нестандартной ситуации, оперативное принятие решений и 100% ответственность за процесс и результат!
Квалифицированная помощь специалистов по импорту с Китаем позволит Вам не только выстроить эффективный бизнес с китайскими партнёрами, но и избежать множество ошибок, которые совершает большая часть участников ВЭД.
Более подробно о секретах внешнеэкономической деятельности, вы узнаете в наших соцсетях Instagram, Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Китай в помощь!
Андрей Брицко
Консультант по импортному бизнесу с Китаем
Партнер Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 11.05.2021
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?