Договор перевозки груза: зачем нужна письменная форма и что необходимо обсуждать?
На практике споры, возникающие в связи с транспортными отношениями, становятся не только более сложными, но и более частыми, а ситуации, которые они вызывают, регулярно повторяются.
Многие перевозчики по-прежнему считают, что заполненная CMR (товарно-транспортная накладная) будет их спасательным кругом и в ней они смогут найти ответы на все возникающие вопросы. Однако CMR не является контрактом, а лишь документом, подтверждающим заключение договора перевозки, передачи груза перевозчику.
Хотя товарно-транспортная накладная имеет важное доказательное значение, это не означает, что заключение договора перевозки (заказа) не имеет смысла.
CMR содержит только основные, технические данные, связанные с транспортировкой груза, однако ни
цена перевозки и порядок оплаты, ни сроки, в течение которых перевозчик должен доставить груз в место назначения, ни многие другие соответствующие условия в товарно-транспортной накладной не указываются.
По этой причине очень важно заключать договор перевозки, который может быть как разовым, так и долгосрочным (т. е. тот, на котором обрабатываются несколько заказов на отгрузку).
После того, как стороны подробно обсудят условия исполнения поставки в контракте, процесс отгрузки становится более ясным, стороны контракта становятся более защищенными, а возникновения спора по поводу выполнения конкретной отгрузки уменьшается.
Конечно, всегда есть возможность найти какой-нибудь шаблон контракта в интернете. Однако очень часто такой шаблон не только несовместим со спецификой деятельности, но и не является исчерпывающим (т.е. он не содержит всех условий, необходимых для обсуждения). Не говоря уже о том, что найденные шаблоны часто содержат термины, которые звучат красиво и разумно, но впоследствии могут оказаться более выгодными для другой стороны или вообще не действительны в соответствии с законодательством соответствующей страны.
Поэтому для каждой компании, которая хочет снизить риск и угрозу споров, защищая свои интересы, полезно иметь проект контракта, в котором отдельно должны быть рассмотрены следующие ключевые условия:
- ЦЕНА ПЕРЕВОЗКИ. На практике до сих пор встречаются случаи, когда это, казалось бы, чрезвычайно простое условие договора, становится настоящей головной болью, поскольку стороны не указывают точно, что входит в цену перевозки. Важно указать, распространяется ли цена на все действия, выполняемые перевозчиком в соответствии с контрактом (например, оформление документов, погрузка, разгрузка, если согласовано), или только на саму транспортную услугу; включает ли сбор согласованную надбавку к плате за транспортировку (к заявленной / дополнительной стоимости груза) и т. д.;
- СРОКИ РАСЧЁТОВ. Для перевозчика важнейшее условие — знать, с какого момента он имеет право требовать оплаты перевозки. Срок может быть определён конкретной датой, днём, неделей, месяцем или событием (например, на следующий день после получения CMR). Важно, чтобы термин был ясным и однозначным;
- ИНФОРМАЦИЯ О ГРУЗЕ (название, код товара, вес, размеры) и особые условия перевозки (например, температура груза, требования к транспортному средству (рефрижератор, тентованный полуприцеп), конкретный способ загрузки груза и т. д.);
- ШТРАФЫ (просрочку платежа, простой, недоставку груза, отказ в доставке груза и т. д.) и их размер. Штрафы побуждают другую сторону выполнять свои обязательства. Договорные штрафы рассматриваются как заранее определенные будущие убытки кредитора, которые не нужно доказывать и которые считаются минимальными убытками. Штрафы важно обсуждать в контракте, потому что они действительны только в том случае, если они были согласованы в письменной форме;
- КТО ОТВЕЧАЕТ ЗА ПОГРУЗКУ И РАЗГРУЗКУ ГРУЗА. Конвенция CMR (которая применяется к международным перевозкам) не регулирует процедуры погрузки и / или разгрузки и не оговаривает, кто несет ответственность за повреждение груза во время этих процедур, поэтому они должны быть согласованы отдельно. Повреждение груза во время погрузки / разгрузки может привести к спору о том, кто несет ответственность за ущерб;
- ЗАПРЕТ НА ПЕРЕГРУЗКУ ГРУЗА (если это запрещено). Перегрузка груза на другое транспортное средство может привести к повреждению груза. В этом случае, при отсутствии запрета на перегрузку в договоре, могут возникнуть дополнительные споры относительно ответственности перевозчика за ущерб, причиненный грузу в результате перегрузки, и размера ответственности перевозчика;
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ. Важно четко обсудить, как возмещаются дополнительные расходы перевозчика и возмещаются ли они вообще, например, за дополнительные пройденные километры, так как заказчик может отказаться возмещать расходы (или их часть), понесенные за дополнительное пройденное расстояние в случае необходимости изменения маршрута;
- СТОИМОСТЬ ГРУЗА. Конвенция CMR устанавливает ограниченную гражданскую ответственность перевозчика, так что даже ущерб, нанесенный дорогостоящему грузу, может быть возмещен лишь в небольшой степени. От перевозчика может потребоваться более высокая компенсация, если заявлена стоимость груза или дополнительная стоимость груза;
- СРОКИ ПОГРУЗКИ / РАЗГРУЗКИ. Перевозчики часто жалуются, что им приходится ждать, когда они прибудут к месту погрузки / разгрузки, и что никто не несет затрат на это ожидание. По этой причине желательно оговорить в договоре сроки выполнения погрузочных- разгрузочных работ (обычно такие сроки оговариваются в часах или днях). Несоблюдение договорных сроков погрузочных- разгрузочных работ влечет за собой ответственность заказчика, которая может быть установлена в договоре в виде штрафа за простой или платы за услугу ожидания;
- ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ДОГОВОРА. Во время исполнения договора может возникнуть необходимость в срочном изменении места доставки груза. Поскольку одностороннее изменение контракта, как правило, не допускается (если возможность такого изменения не предусмотрена в контракте или законом), стоит предусмотреть более простую (более удобную) процедуру изменения условий контракта;
- ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА. Закон содержит общие положения о расторжении договора, но последние довольно часто затрудняют быстрое расторжение договора без значительных дополнительных затрат, поэтому в договоре должна быть четко оговорена более легкая процедура расторжения, позволяющая обеим сторонам расторгнуть договор;
- МЕСТО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРА (юрисдикция). В интересах каждой стороны урегулировать споры в суде своей страны и города, в котором она находится, поэтому важно обсудить, какой суд будет урегулировать спор. Кроме того, договор может также содержать арбитражную оговорку (т. е. Соглашение о передаче спора в арбитражный суд).
Вышеупомянутые положения Договоров или их отсутствие на практике вызывает больше всего споров между участниками транспортных отношений. В любом случае, даже при обсуждении вышеперечисленных аспектов, важно помнить, что договор не должен быть перегружен ненужным текстом, мешать работе, но в то же время быть всеобъемлющим (т. е. должен охватывать все потенциально проблемные ситуации, которые могут возникнуть при заключении договора) и ясным (т. е. не должен содержать двусмысленных слов, грамматически сложных конструкций). Ясность, полнота и соответствие бизнес-потребностям — это критерии хорошего договора. Договор, не соответствующий этим критериям, может ещё больше усложнить договорные отношения сторон и привести к дополнительным спорам.
Стороны договора международной перевозки грузов также должны учитывать одно важное правило, предусмотренное в Конвенции CMR, касающееся действительности условий договора.
В 1 ч. 41 ст. Конвенции CMR указано, что с оговоркой относительно положений ст. 40 признается не имеющим силы всякое условие, которым прямо или косвенно допускается отступление от положений настоящей Конвенции.
Следовательно, стороны договора перевозки могут заключить договор перевозки в соответствии с правилами, установленными национальным законодательством сторон договора, но такой договор не должен содержать условий, противоречащих Конвенции CMR, поскольку они просто недействителен.
Например, недействительным было бы соглашение сторон о наложении штрафа на перевозчика за несвоевременную доставку или несвоевременную доставку транспортного средства.
В указанных случаях может потребоваться только возмещение ущерба (доказательство которого значительно отличается от оснований для требования о наложении штрафа) и не более суммы фрахта (т.е. не более, чем плата за перевозки), за исключением случаев умышленного поведения или грубой небрежности со стороны перевозчика.
При возникновении на практике спорных ситуаций по договорам перевозки, взысканию задолженности за фрахт и других вопросах в сфере международных перевозок, обращайтесь к квалифицированным юристам, специализирующимся в данной отрасли!
Более подробно о секретах внешнеэкономической деятельности, вы узнаете в наших соцсетях Instagram, Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Удачи на дорогах!
Артурас Вайшвила
Адвокат
Юридическая фирма «TRINITI JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе
Миколина Шоблинскайте
Адвокат
Юридическая фирма «TRINITI JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе
Опубликовано 18.05.2021
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?