Допускается ли передача временно ввезенного ТСМП иному лицу для целей вывоза с территории ЕАЭС с попутной загрузкой? Разъяснения уполномоченных органов
В рамках данной публикации разберем вопрос, вправе ли перевозчик, который ввез на территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) полуприцеп — транспортное средство международной перевозки (далее – ТСМП), передать это транспортное средство другому перевозчику для вывоза с территории ЕАЭС с попутной погрузкой переданного ТСМП до выезда с территории ЕАЭС.
Именно с таким вопросом достаточно часто обращаются к нам наши клиенты – перевозчики в тех случаях, когда, например, они имеют возможность передать полуприцеп, временно ввезенный ими на территорию ЕАЭС, другому перевозчику, который, в свою очередь, сможет произвести в нем груженую перевозку с территории Союза.
Цель передачи ТСМП другому перевозчику оправдана экономически, но является ли такая передача ТСМП допустимой по законодательству ЕАЭС.
Базовые нормы законодательства
Условия нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС временно ввезенных ТСМП урегулированы в статье 275 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Так, в частности, в данной статье указано:
Временно ввезенные транспортные средства международной перевозки должны находиться в фактическом владении и пользовании лиц, осуществляющих их ввоз на таможенную территорию Союза, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей допускается передача таких транспортных средств иным лицам.
С временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение операций по их техническому обслуживанию и (или) ремонту, которые потребовались при их следовании на таможенную территорию Союза либо при нахождении на такой территории.
На таможенной территории Союза не допускаются:
1) использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 ст. 275 ТК ЕАЭС;
2) передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду), за исключением:
- их передачи для технического обслуживания, ремонта и (или) хранения;
- их передачи в целях завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории ЕАЭС транспортного средства международной перевозки.
Таким образом, из положений указанной статьи ТК ЕАЭС следует, что передача иным лицам временно ввезенного ТСМП допустима только в следующих случаях:
а) для технического обслуживания;
б) для ремонта;
в) для хранения;
г) для передачи в целях завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории Союза транспортного средства международной перевозки.
Передавать временно ввезенное ТСМП другим лицам для иных целей запрещено.
Разбор понятия «завершение операции перевозки»
Легальное разъяснение таких понятий, как «операция перевозки» и «завершение операции перевозки», в таможенном законодательстве ЕАЭС отсутствует. Поэтому предлагается использовать данные понятия, исходя из формальной логики и буквального толкования.
С нашей точки зрения, правильное толкование приведенных терминов следующее.
«Операция перевозки» – въезд/выезд транспортного средства на/с территории ЕАЭС с целью совершения перевозки груза.
«Завершение операции перевозки» – выезд транспортного средства с территории ЕАЭС в целях завершения перевозки груза.
С этим мы подходим к основному вопросу.
Вправе ли перевозчик, который ввез на территорию ЕАЭС ТСМП (полуприцеп), передать его другому перевозчику для вывоза с территории ЕАЭС с попутной загрузкой до выезда с территории ЕАЭС?
Как мы уже выяснили, перевозчик, который ввез ТСМП на территорию ЕАЭС вправе передать это транспортное средство для целей завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории ЕАЭС. Это прямо следует из положений статьи 275 ТК ЕАЭС.
Но в действующих нормативно-правовых актах ЕАЭС не разрешен вопрос о том, каким должно выезжать переданное транспортное средство с территории ЕАЭС после его передачи иному лицу. Исключительно порожним, или в него может быть помещен груз?
С нашей точки зрения, в этой ситуации должен действовать принцип – «разрешено все, что не запрещено законом».
Для того, чтобы убедиться в правильности подобных рассуждений, мы направили соответствующий запрос в компетентные органы России, Беларуси и ЕАЭС.
К настоящему времени, относительно интересующего нас вопроса, ответ по существу нам удалось получить от следующих органов – из Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (ГТК РБ).
В ответе ЕЭК указано, что «правом ЕАЭС не установлено ограничений касательно «попутной» загрузки товаров для вывоза ТСМП за пределы таможенной территории».
В ответе ГТК РБ указано, что законодательством «не установлена обязательность передачи ТСМП лицами, осуществившими их ввоз на таможенную территорию ЕАЭС, иными лицами в целях вывоза ТСМП с таможенной территории ЕАЭС только порожним или только с товаром и запрет на загрузку ТСМП после их передачи иным лицам».
С учетом подобных официальных разъяснений можно сделать следующий вывод.
Перевозчик, который ввез на территорию ЕАЭС полуприцеп (ТСМП), вправе передать это транспортное средство другому перевозчику для вывоза с территории ЕАЭС с попутной загрузкой до выезда с территории ЕАЭС.
В то же время обращаем внимание перевозчиков на то, что на практике таможенные органы могут придерживаться иного толкования по данному вопросу.
Так, например, из обращений наших клиентов нам известно, что таможенные органы Республики Беларусь, вопреки озвученной в наш адрес позиции ГТК РБ, возбуждают проверки в отношении перевозчиков, передавших временно ввезенные ТСМП другим лицам для вывоза с территории ЕАЭС, если после передачи таких ТСМП они были загружены до выезда с территории ЕАЭС.
В соответствии с п. 3 ст. 359 ТК ЕАЭС информация, предоставленная лицам при осуществлении консультирования таможенными органами, не является основанием для принятия решений или совершения действий (бездействия) таможенным органом или его должностным лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров.
Таким образом, полученные нами пояснения представляют собой лишь ответы конкретных экспертов, являющихся сотрудниками уполномоченных органов, на частные запросы организаций и не содержатся в общедоступных и общеобязательных актах официального толкования таможенного законодательства.
Ссылка на подобные письма ЕЭК или ГТК РБ в конкретной ситуации может не дать мгновенного эффекта и потребовать компетентного отстаивания своей позиции.
В случае, если вы столкнулись с подобной ситуацией в Республике Беларусь или иной стране ЕАЭС, вы всегда можете обратиться к компетентным юристам за помощью в доказывании правомерности ваших действий, а равно в получении официальных разъяснений от уполномоченных органов ЕАЭС и входящих в его состав государств.
Удачи на дорогах!
Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 04.08.2020
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?