Как действовать перевозчику и владельцу груза при подозрении в нарушении санкционного законодательства Евросоюза

Каждый день таможенные органы Европейского Союза задерживают транспортные средства и товары по подозрению в нарушении санкционного законодательства ЕС. В большей степени это происходит на границах прибалтийских стран, в частности Латвии, Литвы и Эстонии, где грузы, следующие через международные автомобильные пункты пропуска в Россию или транзитом через РФ, подвергаются более тщательному контролю.

В большинстве случаев участники ВЭД попадают под прицел таможенников после первичного изучения комплекта товарно-сопроводительных документов на груз (договор, счёт, спецификации, таможенные декларации, CMR и пр.), где и выявляется большая часть правонарушений.

При наличии у таможенных органов даже формальных оснований полагать, что при проверке конкретной машины с грузом имеет место нарушение санкционного законодательства, транспортное средство с товаром автоматически задерживается, и начинается углубленная проверка документов и груза со всеми вытекающими последствиями.

По сути, на данном этапе Таможня начинает активный сбор и фиксацию доказательств для привлечения виновного лица к уголовной ответственности. Однако, при осуществлении данной процедуры многие участники ВЭД наивно рассчитывают на то, что всё само собой разрешится, и в рамках непродолжительной проверки (несколько дней) таможня задаст пару уточняющих вопросов и, получив на них ответы от перевозчика и владельца груза, отпустит транспортное средство вместе с товаром.

К сожалению, это всеобщее заблуждение приводит к тому, что при возникновении данной ситуации участники ВЭД просто теряют время, находясь в ожидании чуда, а потом долго не могут разобраться между собой в поиске ответа на вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»

Для того, чтобы осознавать, что происходит и как лучше действовать при задержании товара и транспортного средства, подозреваемых в нарушении санкционного законодательства Евросоюза, перевозчику, экспедитору и владельцу груза необходимо знать следующее.

Последствия привлечения к административной и уголовной ответственности в Евросоюзе, например в Латвии:

— административный штраф за нарушение санкционного законодательства Евросоюза составляет до 1 000 000 EUR (п. 2 ч. 2 ст. 13.2 Закона о международных и национальных санкциях Латвийской Республики);

— ст. 84 Уголовного закона Латвийской Республики предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет.

По факту административный штраф будет определяться исходя из размера ущерба, причинённого в рамках нарушения санкционного законодательства ЕС (рыночная стоимость задержанного товара + НДС + таможенные платежи).

На старте может быть одновременно возбуждено административное и уголовное дело по факту, а не в отношении конкретного лица. Эта манипуляция позволяет правоохранительным органам длительный период времени (из практики, около 2-х лет) удерживать транспортное средство и груз.

Процедура привлечения к ответственности при наличии признаков нарушения санкционного законодательства Евросоюза.

Таможенные органы в течение месяца должны провести проверку на наличие состава правонарушения и определиться с решением о начале административного процесса или о переводе дела в уголовный процесс.

Далее им будет дано дополнительное время от 1 до 3-х месяцев на сбор информации о произошедшем правонарушении. Затем, в зависимости от процесса, будет приниматься решение о применении промежуточной санкции (продолжения задержания транспорта и товара).

В ряде случаев конфискация транспорта возможна в счёт обеспечения уплаты возможного штрафа по административному делу. Конфискация товара возможна в случае признания нелегитимного ввоза данного товара на территорию ЕС.

Действия участников ВЭД (перевозчика, экспедитора, владельца груза) при задержании транспортного средства и товара по подозрению в санкционке.

На старте, при правильной мобилизации ресурсов, ускорении процесса коммуникации с Таможней и согласовании нюансов с лицами, принимающими решение по делу, а также предоставлении необходимой (правильно упакованной) информации таможенному органу, у участников ВЭД есть основания уклониться от административной и уголовной ответственности.

То есть, если в Таможню будет своевременно представлено правильное обоснование по спорной ситуации и всё это будет подкреплено конкретным пакетом документов, то шансы избежать административной и уголовной ответственности весьма высоки.

Также очень важно своевременно настроить взаимодействие с юристом, который будет в конкретной стране ЕС по месту возникновения проблемной ситуации находиться в прямом контакте с ответственным исполнителем таможенного органа по конкретной проверке / делу.

Ошибка большинства участников ВЭД заключается в том, что, пытаясь сэкономить деньги и действуя самостоятельно без привлечения профессионального юриста, практикующего в сфере санкционного законодательства, они попадают в ловушку, суть которой заключается в том, что у них:

— отсутствует вся картина по проблемной ситуации и согласованная линия поведения (защиты), которую необходимо выстраивать заблаговременно;

—  отсутствует прямой контакт и личные коммуникации с лицом, принимающим решение по проверке / делу.

Подобные упущения со стороны перевозчика, экспедитора и владельца груза влекут за собой значительные риски привлечения к уголовной ответственности, а также усложнение процесса и увеличение сроков по возврату задержанного транспортного средства и товара.

Для тех, кому необходима профессиональная помощь по санкционному законодательству Евросоюза, а также возврату задержанных транспортных средств и товаров, обращайтесь к профессиональным юристам в этой отрасли.

Заявки на оформление страховок для въезда в Россию и Беларусь на лучших условиях направляйте в WhatsApp +79113629121 или на info@urvest.ru.

Для оформления электронных сопроводительных документов на вывоз древесины из Беларуси и других стран ЕАЭС обращайтесь к нашим специалистам.

Для поиска грузов подписывайтесь на наш телеграм-канал Биржа грузоперевозок «URVEST».

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграм-канал «URVEST Пропуск МКАД».

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Опубликовано 08.10.2024

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

qr
x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм