Как иностранным перевозчикам совершать рейсы внутри ЕАЭС? Часть 2. Разъяснения уполномоченных органов
Ранее в рамках одной из публикаций на нашем сайте мы разбирали вопрос, вправе ли перевозчик, зарегистрированный за пределами ЕАЭС (далее – иностранный перевозчик), осуществлять рейсы, начинающиеся на территории одного государства-члена ЕАЭС и заканчивающиеся на территории другого государства-члена ЕАЭС. Как известно, к таковым относятся Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия.
В рамках настоящей статьи мы продолжим разбор данного вопроса, но уже с учетом имеющихся в нашем распоряжении официальных разъяснений уполномоченных органов.
Однако вначале вспомним проблематику этого вопроса с точки зрения таможенного и транспортного законодательства ЕАЭС и его государств-членов.
Прежде всего, отметим, что с точки зрения транспортного законодательства стран, входящих в состав ЕАЭС, каких-либо запретов на совершение перевозок из одной страны ЕАЭС в другую для иностранных перевозчиков не установлено.
Иностранному перевозчику для совершения указанной перевозки необходимо иметь на борту транспортного средства лишь:
а) либо разовые разрешения каждого из государств ЕАЭС по маршруту следования (в государствах начала и завершения перевозки – трехстроннее, в государстве, пересекаемом транзитом, – транзитное),
б) либо разрешение ЕКМТ/СЕМТ.
В то же время таможенным законодательством ЕАЭС для таких перевозок установлены определенные ограничения.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 275 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) на таможенной территории Союза не допускается использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки (далее — ТСМП) для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 ст. 275 ТК ЕАЭС.
В свою очередь, в пункте 7 статьи 275 Таможенного кодекса ЕАЭС указано, что такой вид перевозок между государствами-членами иностранный перевозчик может осуществлять в следующих случаях:
— если такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта;
— если такая перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государства-члены, на территориях которых начинается и заканчивается такая перевозка, являются участниками указанной конференции.
При этом мы полагаем, что под упомянутыми международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта следует понимать, в том числе, межправительственные двусторонние (многосторонние) соглашения о международном автомобильном сообщении, которые в настоящее время заключены между многими странами, включая ЕС, ЕАСТ и ЕАЭС, и в рамках которых осуществляется обмен разовыми разрешениями на осуществление международных перевозок по территории соответствующих стран.
Таким образом, прихожу к выводу, что с точки зрения таможенного законодательства ЕАЭС иностранному перевозчику для совершения указанной перевозки достаточно иметь на борту автотранспортного средства только разовые (трехстронние, транзитные) разрешения соответствующих стран ЕАЭС либо разрешение ЕКМТ/СЕМТ (если перевозка осуществляется по территории тех стран ЕАЭС, которые являются участниками ЕКМТ).
Но также необходимо учитывать, что в таможенном законодательстве ЕАЭС не имеется легального разъяснения понятия «международные договоры государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта».
В связи с этим мы направили соответствующий запрос в компетентные органы России, Беларуси и ЕАЭС.
К настоящему времени относительно интересующего нас вопроса приемлемый ответ по существу нам удалось получить из Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и из Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (ГТК РБ).
В ответе заместителя директора Департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК указано следующее:
«…регулятор сознательно не ограничивал спектр оснований для осуществления обозначенных перевозок на таможенной территории Союза. Если перевозчик, исходя из действующих норм транспортного законодательства, регулирующих осуществление перевозок с использованием иностранных транспортных средств … предоставит таможенному органу документ, позволяющий ему выполнять перевозку между государствами-членами Союза, то у таможенных органов в этой части не может возникать вопросов.».
В ответе первого заместителя Председателя ГТК РБ указано:
«Для подтверждения возможности использования временно ввезенных автомобильных ТСМП в соответствии с положениями пункта 7 статьи 275 ТК ЕАЭС для перевозки, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Союза, перевозчиком могут быть предоставлены следующие документы:
— разрешение на перевозку в /из третьих государств/стран, выданные в рамках международных договоров в области автомобильного транспорта государств-членов Союза с иностранным государством, резидентом которого является перевозчик;
— свидетельство о регистрации транспортного средства (тягач или грузовой автомобиль), в случае если транспортное средство зарегистрировано в иностранном государстве, с которым государством-членом Союза заключен международный договор в области автомобильного транспорта, предусматривающий выполнение всех видов перевозок на безразрешительной основе;
— свидетельство о регистрации транспортного средства (тягач или грузовой автомобиль), в государстве-члене Союза, в случае если перевозчик является лицом государства-члена Союза, выполняющим перевозку с использованием прицепа, полуприцепа, контейнера и т.п., зарегистрированного на территории иностранного государства;
— разрешение Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), за исключением случаев, когда государства-члены Союза, на территории которых начинается или заканчивается перевозка, не являются участниками указанной конференции.».
Федеральная таможенная служба Российской Федерации уклонилась от ответа, предложив обратиться с данным запросом в Минтранс России. Считаю данную позицию ФТС России незаконной и продолжаю работу в данном направлении.
С учетом вышеизложенных официальных разъяснений прихожу к следующему выводу.
Компетентные органы ЕАЭС и Республики Беларусь считают возможным с точки зрения таможенного законодательства ЕАЭС совершение иностранным перевозчиком перевозок, начинающихся на территории одного государства-члена ЕАЭС и заканчивающихся на территории другого государства-члена ЕАЭС, при наличии на борту транспортного средства разового (трехстроннего, транзитного) разрешения соответствующих стран ЕАЭС либо разрешения ЕКМТ/СЕМТ (если перевозка осуществляется по территории тех стран ЕАЭС, которые являются участниками ЕКМТ).
В целом, несмотря на то, что многие иностранные перевозчики по-прежнему настороженно относятся к выполнению перевозок, являющихся предметом настоящей статьи, по моему мнению, их можно совершать на законных основаниях.
В случае, если вы столкнетесь с неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов, запрещающих Вам совершать указанные перевозки при наличии соответствующих разрешений на перевозку грузов, то Вы всегда можете обратиться к компетентным юристам за помощью в доказывании правомерности ваших действий, а равно в получении официальных разъяснений от уполномоченных органов ЕАЭС и входящих в его состав государств.
Удачи на дорогах!
Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 01.09.2020
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?