Как исключить привлечение к ответственности перевозчика при передаче временно ввезенного в ЕАЭС полуприцепа (ТСМП) иному лицу при перецепке в Беларуси
В начале 2024 года к нам стали поступать сведения о возбуждении в отношении европейских международных перевозчиков и перевозчиков других стран, попавших под российские и белорусские ограничения (далее, – иностранные перевозчики), дел об административных правонарушениях на основании части 1 статьи 16.24. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее, — КоАП РФ) за передачу российскому или белорусскому перевозчику временно ввезенного полуприцепа (прицепа) — транспортного средства международной перевозки (далее, – ТСМП) в момент его перецепки на ТЛЦ Республики Беларусь (далее, — ТЛЦ) по причине невозможности дальнейшей перевозки перевозимого в нем груза по территории России и Беларуси.
Ранее в рамках одной из публикаций на нашем сайте мы разбирали вопрос законности привлечения российскими таможенными органами иностранных перевозчиков к административной ответственности по части 1 статьи 16.24. КоАП РФ за передачу временно ввезенного ТСМП российскому или белорусскому перевозчику для продолжения перевозки груза по территории Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС).
Напомним, что в соответствии положениями ч. 1 ст. 16.24 КоАП РФ предусмотрено, что за использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза либо их передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 до 300 000 рублей.
Кроме того, в случае нарушения положений (правил использования ТСМП) Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее, — ТК ЕАЭС) в соответствии с положениями ст. 279 ТК ЕАЭС иностранному перевозчику будут начислены к уплате таможенные платежи и пени.
И вот то, что ранее мы разбирали в нашей статье, свершилось. Российские таможенные органы начали практику привлечения иностранных перевозчиков к административной ответственности.
Как же теперь быть иностранным перевозчикам в этой ситуации?
Неужели все перевозимые грузы необходимо будет перегружать на ТЛЦ в Беларуси из полуприцепов — ТСМП в российские и белорусские полуприцепы, чтобы не быть привлеченными к административной ответственности?
Толкование действующего нормативно-правового акта.
Итак, ранее при разборе ситуации, когда перецепка полуприцепа – ТСМП происходила не на МАПП (в пункте пропуска) или в расширенной зоне таможенного контроля, или ТД ТС (оформленная ранее на иностранного перевозчика) не переоформлялась на российского (белорусского) перевозчика с разрешения таможенного органа, мы пришли к следующим выводам.
Предположим, перецепка полуприцепа – ТСМП от иностранного перевозчика к тягачу российского (белорусского) перевозчика произошла на ТЛЦ в Беларуси без разрешения белорусского таможенного органа.
Так, из положений ст. 275 ТК ЕАЭС следует, что иностранный перевозчик, который ввез полуприцеп — ТСМП на территорию ЕАЭС, вправе передать это транспортное средство для целей завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории ЕАЭС.
То есть, такая передача полуприцепа — ТСМП от иностранного перевозчика любому перевозчику точно возможна, когда ТСМП следует (выезжает) из ЕАЭС (России, Беларуси).
Но при обстоятельствах, когда полуприцеп — ТСМП передается иностранным перевозчиком российскому (белорусскому) перевозчику на ТЛЦ в момент его ввоза (въезда) на территорию ЕАЭС, ТСМП следует в прямом, а не обратном направлении.
Поэтому, из толкования положений подпункта 2 пункта 2 статьи 275 ТК ЕАЭС мы пришли к следующему выводу о том, что передача полуприцепа — ТСМП иностранным перевозчиком российскому (белорусскому) перевозчику в момент его ввоза (въезда) на территорию ЕАЭС на территории белорусского ТЛЦ запрещена положениями ТК ЕАЭС.
Применение схожего нормативно-правового акта ТК ЕАЭС.
Но в указанной статье мы не рассматривали вопрос о том, если белорусский таможенный орган по заявлению иностранного перевозчика разрешит на ТЛЦ в Беларуси передачу (перецепку) его ТСМП к тягачу российского (белорусского) перевозчика для его дальнейшего следования по территории ЕАЭС.
В этом случае мы считаем, что такое действие по передаче (перецепке) ТСМП будет допустимо по следующим основаниям.
Так, в главе 38 ТК ЕАЭС Особенности порядка и условий перемещения транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Союза могут быть не описаны все ситуации и действия, которые при определенных обстоятельствах вправе совершить сотрудник таможенного органа и перевозчик, на что указывает п. 1 ст. 272 ТК ЕАЭС.
Из положений п. 1 ст. 272 ТК ЕАЭС следует, что транспортные средства международной перевозки перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за ее пределами в порядке, установленном настоящей главой, а в части, не урегулированной настоящей главой, — в порядке, установленном иными главами настоящего Кодекса.
Поэтому есть основания полагать, что когда сотрудник белорусского таможенного органа выдает разрешение иностранному перевозчику на передачу ТСМП российскому (белорусскому) перевозчику, что не урегулировано гл. 38 ТК ЕАЭС, то в этом случае он может применить схожие положения ТК ЕАЭС, которые позволяют совершить эти действия на легальных основаниях.
В свою очередь, в пунктах 4 – 6 ст. 222 ТК ЕАЭС, в схожих положениях, указано, что:
— в иных случаях, чем установленные пунктом 3 настоящей статьи, передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам допускается с разрешения таможенного органа либо в случаях, в порядке и сроки, которые определяются Комиссией, — после уведомления таможенного органа;
— в целях получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам декларант этих товаров подает таможенному органу, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру, заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице;
— передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождает декларанта этих товаров от соблюдения иных условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска), установленных настоящей главой, а также не приостанавливает и не продлевает срока временного ввоза.
Из указанного следует, что при получении разрешения от сотрудника белорусского таможенного органа возможна передача ТСМП – полуприцепа от иностранного перевозчика российскому (белорусскому) перевозчику на ТЛЦ в Беларуси для совершения дальнейшей перевозки груза по территории ЕАЭС в указанном полуприцепе.
Но российские таможенный органы по данной ситуации могут быть иного мнения и посчитать, что положения ст. 222 ТК ЕАЭС в указанном случае не применимы, а значит привлекут иностранного перевозчика к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 16.24. КоАП РФ.
Тогда иностранному перевозчику придется обжаловать такое постановление российского таможенного органа в судебном прядке, и доказывать, что он на легальных основаниях передал ТСМП иному лицу с разрешения белорусского таможенного органа.
Поэтому считаем, что в любом случае перед передачей полуприцепа — ТСМП иностранному перевозчику необходимо обращаться в таможенный орган за получением разрешения таможенного органа на совершение такого действия и не передавать полуприцеп — ТСМП российскому (белорусскому) перевозчику до получения ответа от таможенного органа.
По итогам получения разрешения таможенного органа на перецепку ТСМП предлагаем такое разрешение сохранить для его дальнейшего предоставления в российскую таможню или в суд при необходимости.
Из указанного следует, что иностранному перевозчику в описанной ситуации не стоит опускать руки и надо продолжать бороться, доказывая свою невиновность и правоту.
В случае, если вы столкнулись с подобной ситуацией в России, Беларуси или иной стране ЕАЭС, вы всегда можете обратиться к компетентным юристам за помощью в доказывании правомерности ваших действий, а равно в получении официальных разъяснений от уполномоченных органов ЕАЭС и входящих в его состав государств.
Заявки на оформление страховок для въезда в Россию и Беларусь на лучших условиях направляйте в what’s app +79113629121 или на info@urvest.ru.
Для оформления электронных сопроводительных документов на вывоз древесины из Беларуси и других стран ЕАЭС обращайтесь к нашим специалистам.
Для поиска грузов подписывайтесь на наш телеграм-канал Биржа грузоперевозок «URVEST».
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграм-канал «URVEST Пропуск МКАД».
Удачи на дорогах!
Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 23.04.2024
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?