Как минимизировать убытки при ошибочном ввозе товара на территорию ЕАЭС? Правовой разбор на примере конкретной ситуации
На первый взгляд работа юриста в сфере ВЭД представляет собой набор стандартных ситуаций, на каждую из которых есть заранее заготовленное решение.
Однако в своей работе мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда наши клиенты имеют дело с необычными проблемами в сфере внешнеэкономической деятельности. Причем каждый подобный кейс по-своему индивидуален и с большой степенью вероятности неповторим. Тем интереснее найти правильное решение задачи и получить от клиента искреннюю благодарность за оказанную помощь.
Клиент-перевозчик обратился в нашу компанию со следующей необычной фабулой.
Осуществлялась перевозка груза по маршруту Швеция — Россия, с перецепкой тягача на территории Литвы. На литовском складе водитель по ошибке «зацепил» не тот полуприцеп, который прибыл из Швеции и должен был далее следовать в Россию, а совершенно другой – следовавший по маршруту Литва – Швеция. И, ничего не подозревая, повез данный полуприцеп, номер которого не был указан в CMR-накладной, с совершенно другим грузом в Россию.
Более того, он благополучно прошел границу и оформил на белорусском пункте пропуска транзит на тот товар, который на самом деле остался стоять в Литве.
Обнаружив проблему только на территории Беларуси, перевозчик задался главным вопросом – как вернуть ошибочно ввезенный товар в ЕС, желательно с наименьшими потерями. И обратился к нам с простым вопросом – что делать!
Оценивая описанную клиентом ситуацию, мы выявили две ключевых проблемы:
- факт незаконного ввоза товара, который не был помещен под процедуру таможенного транзита;
- факт незаконного ввоза ТСМП (полуприцепа), в отношении которого не был оформлен временный ввоз.
Основной риск для клиента-перевозчика состоял в потенциальном возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, поскольку формально здесь имелся состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.5 КоАП РБ (недекларирование товаров). Влечет штраф в размере до 30% от стоимости незадекларированного товара.
В то же время в соответствии с примечанием к статье 14.5 перевозчик должен быть освобожден от ответственности, если еще до того, как таможня выявила нарушение, добровольно письменно сообщит в таможню о нарушении с одновременным представлением таможенной декларации и документов, на основании которых она заполнена.
Тем не менее, существовала большая вероятность возбуждения административного дела, поскольку, исходя из вышеуказанной формулировки, освобождение наступает только тогда, когда одновременно с сообщением сразу подается таможенная декларация.
Таким образом, в зависимости от широты толкования данного примечания, ответственность могла все равно наступить, даже если перевозчик только сообщил бы о намерении поместить товары под реэкспорт или даже поместил бы их на временное хранение для целей последующего декларирования.
Поэтому в идеале клиенту следовало обращаться в таможню с одновременной подачей реэкспортной декларации. Однако на тот момент это было крайне затруднительно, поскольку декларантом по данной таможенной процедуре могла выступать только сторона сделки в отношении товара, коими в данном случае являлись шведский экспортер, либо литовский импортер, а непосредственно подать декларацию могла только компания из Беларуси, нанятая в качестве таможенного представителя.
Реализовать данную схему за один день на практике было практически невозможно, вследствие чего риски оставались крайне серьезными.
С учетом изложенных выводов нами был предложен клиенту следующий максимально прозрачный для таможни план действий:
- Получить от отправителя письмо с разъяснением, в чем заключалась и по какой причине была допущена ошибка при отправке товара. В этом же письме необходимо указать, что товар подлежит помещению под реэкспорт и возврату на территорию ЕС.
Данное письмо можно предъявить как при первоначальном обращении в таможню, так и в дальнейшем, если будет возбуждено дело об административном правонарушении. Также данное письмо обязательно должно быть приложено к реэкспортной декларации на товары.
- Сообщить в таможенный орган об обстоятельствах, которые препятствуют доставке товаров в рамках процедуры таможенного транзита, а именно о том, что перевозчик обнаружил факт ввоза не того товара, который указан в товаросопроводительных документах.
По закону перевозчик обязан сообщить об этом таможенному органу незамедлительно.
- Следовать инструкциям таможенного органа о том, куда следует переместить товары после вышеуказанного уведомления.
- Изменить место доставки и закрыть транзит непосредственно на ближайшем таможенном посту (чтобы избежать нарушения срока таможенного транзита).
- Поместить товары под процедуру реэкспорта (включая полуприцеп).
Таможенные пошлины при реэкспорте не уплачиваются, за исключением случаев, если товар не будет фактически вывезен в течение 4 месяцев после помещения под процуедуру.
- После помещения товаров под процедуру реэкспорта поместить их также под процедуру таможенного транзита (если их фактическое местонахождение будет не на самом пункте пропуска).
- Документы для декларирования оформлять следующим образом:
- в качестве транспортного документа оформить CMR из РБ в страну, куда товары будут реэкспортироваться (в Литву);
- в качестве коммерческого документа использовать изначальный инвойс Швеция-Литва;
- к реэкспортной декларации в обязательном порядке приложить документ, содержащий сведения об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию (в качестве такового можно использовать письмо грузоотправителя)
- После открытия реэкспорта и таможенного транзита непосредственно вывозить товар с территории ЕАЭС.
В случае если бы таможня приняла решение возбудить дело об административном правонарушении и наложила арест на товары, то реализация пунктов 5-7 стала бы возможна только после завершения дела либо после внесения не депозит таможни денег в размере максимальной суммы штрафа (в качестве обеспечения по делу).
Однако к счастью предложенный план сработал на 100%.
Машина была выпущена с товаром с территории Беларуси на территорию Евросоюза, причем без возбуждения в отношении перевозчика каких-либо дел об административных правонарушениях.
Данный удачный случай служит положительным опытом для нас и примером для других перевозчиков, которые оказались или могут оказаться в обстоятельствах, выходящих за рамки рядовой ситуации.
В качестве заключения, выделим четыре основных фактора, которые в совокупности позволили клиенту «выйти сухим из воды»:
- Своевременное обращение со своей проблемой к помощи юристов.
- Четкий и понятный план действий.
- Оперативность в его реализации.
- «Прозрачность» действий перевозчика для таможни.
А главный вывод из данной поучительной истории мы видим в том, что успех взаимодействия с юристом зависит для клиента во многом и от того, насколько правильно он реализует адресованные ему рекомендации.
Удачи на дорогах!
Алексей Зимин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 25.02.2020
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?