Как перевозчику взыскать деньги по ОСАГО без предоставления транспортного средства для осмотра
Ранее в публикации от 28.03.2023 мы подробно разъяснили, как в преддверии прекращения на территории России действия «Зеленой карты» перевозчику получить страховое возмещение при дорожно-транспортном происшествии (далее, — ДТП) в РФ.
Дело в том, что основной проблемой для международных автомобильных перевозчиков, в частности, нерезидентов РФ, является то, что для получения страхового возмещения после ДТП у них отсутствует возможность предоставить для осмотра в российскую страховую компанию поврежденное транспортное средство (далее, — ТС), которое не может самостоятельно передвигаться из-за полученных повреждений.
Поэтому в данной статье более подробно рассмотрим вопрос, как в России взыскать деньги по ОСАГО без предоставления для осмотра ТС.
Так, в России обязанность потерпевшего перевозчика по предоставлению для осмотра поврежденного ТС по результатам ДТП в страховую компанию для целей получения страхового возмещения закреплена положениями статьи 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее, — Закон об ОСАГО) и пункта 3.11. Правил, утвержденных Положениями Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее, — Правила ОСАГО).
В соответствии с положениями п. 20 ст. 12 Закона об ОСАГО, страховщик отказывает потерпевшему в страховом возмещении или его части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.
Но что же в этом случае делать перевозчику, когда он не имеет возможности предоставить поврежденное ТС российскому страховщику для осмотра, по причине того, что поврежденное ТС не может самостоятельно перемещаться, вывезено за границу в страну регистрации или уже отремонтировано.
В связи с этим, главный вопрос заключается в том, вправе ли страховая компания отказать в выплате по ОСАГО перевозчику лишь по причине того, что последним не был произведен осмотр поврежденного транспортного средства непосредственно у страховщика?
Для успешного решения данного вопроса перевозчику необходимо выполнить следующий алгоритм действий:
- После ДТП зафиксировать (сфотографировать и/или снять видео) повреждения ТС, их расположение, государственные регистрационные номера, а также объекты местности вокруг.
- Заполнить извещение о ДТП, которое имеется у российского виновника ДТП и приложено к страховому полису.
- Составить схему ДТП самостоятельно или получить ее у инспектора ГИБДД.
- Вызвать эвакуатор и доставить поврежденное ТС до места регистрации транспортного средства или места его хранения. Документы, подтверждающие размер эвакуационных услуг, оформить должным образом и сохранить.
- В соответствии с положениями ст. 12 Закона об ОСАГО пригласить страховую компанию для осмотра, обездвиженного ТС и приложить к заявлению документы, подтверждающие невозможность движения ТС своим ходом (фотографии, описание повреждений и т.п.) в страховую компанию.
- Через 10 рабочих дней после получения страховой компанией заявления о получении страхового возмещения и о необходимости осмотра ТС по месту его нахождения (регистрации) и неявки представителя страховой компании на осмотр транспортного средства, направить в страховую компанию уведомление о проведении независимой технической экспертизы по месту нахождения поврежденного ТС.
ВАЖНО! Страховая компания должна быть проинформирована о месте, дате и времени проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) по адресу электронной почты, указанному страховщиком на его официальном сайте в сети «Интернет» (иным способом, позволяющим подтвердить факт направления информации страховщику для ее получения в указанный срок) за три рабочих дня до ее проведения.
Также, о проведении независимой экспертизы рекомендуется уведомлять участников ДТП и собственников транспортных средств, которые участвовали в ДТП.
- Направить в страховую компанию результаты независимой экспертизы.
- В случае неоплаты страхового возмещения, после предоставления экспертного заключения, направить в страховую компанию досудебную претензию.
Указанный алгоритм действий поможет перевозчику получить выплату по ОСАГО без предоставления поврежденного транспортного средства на осмотр страховой компании.
Также в случае, если перевозчик не смог соблюсти указанный в настоящей статье алгоритм действий, у него всё равно остаются основания для получения страхового возмещения по ОСАГО, однако ему в обязательном порядке необходимо зафиксировать все повреждения ТС после ДТП и сделать это по возможности в рамках осмотра сотрудниками полиции или в присутствии независимого эксперта.
Данный вывод следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, который в одном из своих определений № 5-КГ21-102-К2 от 14.09.2021 указал, что из положений статьи 12 Закона об ОСАГО следует, что невозможность представления повреждённого автомобиля на осмотр вследствие его ремонта или утилизации не является безусловным основанием для отказа в страховом возмещении.
Отказ в страховом возмещении допустим, если утилизация или ремонт повреждённого автомобиля привели к невозможности установления факта страхового случая и размера ущерба.
Поэтому, если перевозчик без осмотра поврежденного транспортного средства страховой компанией, зафиксировал должным образом повреждения всех его деталей и позже произвел ремонт этого транспортного средства, то у него есть все основания для получения страхового возмещения. Однако, важно знать, что реализовать данное право перевозчик сможет скорее всего только в судебном порядке, так как, в таких случаях страховая компания отказывает в выплате страхового возмещения по формальным основаниям.
При возникновении сложностей по вопросу получения страхового возмещения от страховой компании, вы всегда можете обратиться к компетентным юристам за помощью по защите своих прав и законных интересов.
Для всех, кто хочет найти достойных перевозчиков по доставке грузов и бесплатно размещать свои предложения для целевой аудитории в сфере ВЭД и международных перевозок, подписывайтесь на наш телеграмм-канал Биржа грузоперевозок «URVEST».
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграмм-канал «URVEST Пропуск МКАД»
Удачи на дорогах!
Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 02.05.2023
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?