Как сохранить прицеп, выполняя перевозки грузов через Республику Беларусь. Практикум по использованию транспортных средств международной перевозки (ТСМП).
Республика Беларусь является членом Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) и применяет в равной степени с Российской Федерацией Таможенный кодекс Таможенного союза в сфере таможенного администрирования. Однако практика толкования и применения таможенного законодательства в Беларуси по ряду вопросов значительно разнится с российской правоприменительной практикой.
Данной статьей мы открываем цикл публикаций, посвященный международным перевозкам через территорию Республики Беларусь, в которых рассмотрим особенности таких перевозок.
Основной тренд белорусской таможни в последние месяцы – активное привлечение к ответственности международных перевозчиков за нарушение правил использования транспортных средств международной перевозки.
При въезде на территорию ЕАЭС транспортное средство на номерах ЕС (Европейского Союза), используемое в международной перевозке, приобретает особый статус – транспортное средство международной перевозки (далее — ТСМП). К ТСМП может относиться как тягач, так и прицеп /полуприцеп.
Вопросам использования ТСМП посвящена отдельная глава Таможенного кодекса Таможенного союза. С одной стороны, использование транспорта в качестве ТСМП дает право на его беспошлинный ввоз на территорию Таможенного Союза (ТС), с другой стороны, имеет ряд ограничений. Основные из них сводятся к запрету использования ТСМП для перевозок внутри Таможенного союза и запрету на передачу ТСМП третьим лицам.
Особо следует отметить ситуацию, когда тягач, зарегистрированный в ЕАЭС, ввозит для осуществления международной перевозки прицеп, зарегистрированный в ЕС.
В таком случае, при въезде на территорию ТС/ЕАЭС прицеп приобретает статус ТСМП. Об этом свидетельствует оговорка в Таможенном Кодексе Таможенного Союза, которая состоит в том, что зарегистрированный в ЕАЭС перевозчик имеет право ввезти ТСМП (т.е. прицеп на иностранных номерах) только для завершения или начала международной перевозки, на территории Таможенного Союза или за его пределами.
На практике, с учетом точки зрения белорусских таможенных органов, это означает то, что при ввозе иностранного прицепа на территорию ЕАЭС, перевозчик должен выступать «последующим» перевозчиком, т.е. осуществлять продолжение рейса, ранее начатого другим перевозчиком.
Указанная норма существует достаточно давно, но сложности, обусловленные ее применением, стали возникать у перевозчиков с 2015 года. При этом, большинство административных дел за совершение указанного нарушения возбуждается должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь.
Доказательственную базу по таким делам белорусские таможенники строят достаточно своеобразно. При прибытии в международный автомобильный пункт пропуска автопоезда с тягачом из ЕАЭС и прицепом из ЕС белорусские таможенники фактически устраивают тотальный осмотр кабины тягача очень похожий на обыск в поисках документов на буксируемый прицеп по предыдущим поездкам. Ищут договора аренды, доверенности и прочие документы, которыми подтверждается факт неоднократного и/или долгосрочного использования этим перевозчиком данного прицепа. В случае нахождения таких документов, в отношении фирмы-перевозчика возбуждают административное дело, а прицеп изымают.
Перевозчику вменяют не декларирование транспортного средства (прицепа), подразумевая при этом, что при выявленных при осмотре документах он должен был помещать прицеп не под режим ТСМП, а под режим временного ввоза с уплатой таможенных платежей.
Санкция за такое нарушение – штраф на транспортную компанию до 4500 Евро с возможной конфискацией предмета нарушения, т.е. прицепа.
По сложившейся в Республике Беларусь судебной практике, более 90% административных дел в сфере таможенного дела заканчиваются штрафом с конфискацией предметов правонарушения, в частности конфискацией транспортных средств или товаров.
Приведенный подход белорусских таможенников, с нашей точки зрения, мягко говоря весьма спорный. При этом, единого подхода в судебной практике по данной категории дел в Республике Беларусь не сформировалось, так как большая часть таких дел еще не завершилась вынесением судебных решений.
До того момента, пока таможенные органы стран ЕАЭС не придут к единым стандартам по обозначенному вопросу, рекомендуем всем перевозчикам при осуществлении перевозок на автопоезде ЕС/ЕАЭС руководствоваться следующими рекомендациями:
- исключить перед началом рейса в ЕАЭС нахождение в кабине вашего транспортного средства документов с предыдущих поездок (доверенностей, договоров, по которым можно установить многократное использование данного транспортного средства в международных перевозках);
- оформлять договора, доверенности и прочие документы исключительно на разовой/краткосрочной основе (только на текущую перевозку);
- не ввозить не территорию ЕАЭС прицепы/полуприцепы, которые ранее ввозились по длительным и многоразовым договорам и доверенностям.
Используя эти простые советы на практике, Вы снизите свои риски до минимума и сохраните свои прицепы. Будьте внимательны!
Удачи на дорогах!
Дмитрий Иванов
Партнер, Главный юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 13.04.2016
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?