Как взыскать стоимость услуг по перевозке с грузополучателя, если он не является заказчиком перевозки? Анализ законодательства
Не так давно в одном из арбитражных судов было рассмотрено дело, в рамках которого мы помогли нашему клиенту-перевозчику взыскать с получателя груза, указанного во второй графе международной товарно-транспортной накладной (CMR), задолженность за оказанные услуги по перевозке груза.
В рамках настоящей статьи рассмотрим детали данного дела, которые для многих перевозчиков могут оказаться актуальными на практике.
Но вначале обозначим особенности данного дела, которые состояли в следующем.
Во-первых, фактические договорные отношения у перевозчика сложились с экспедитором-посредником, который до определенного момента оплачивал услуги за перевозку груза без подписанного между сторонами договора, но в определенный момент перестал выполнять свои устные договоренности.
Во-вторых, получатель груза, указанный во второй графе CMR, был грузополучателем лишь формально, а фактически груз получали фирмы и физические лица, которые не были указаны в CMR, а также в других коммерческих и товаросопроводительных документах. Более того, одно общество, которое по большинству CMR фактически получало товар, как оказалось, было ликвидировано за 1 год до получения этого товара.
Иными словами, сложность дела состояла в том, что:
а) среди имеющихся материалов не было подписанного договора (заявки) на перевозку груза;
б) товар получался третьими лицами, не указанными в коммерческих и товаросопроводительных документах, проложенных к CMR;
в) с номинальным получателем груза не было оформлено никаких договорных отношений.
Клиент обратился в нашу фирму за помощью после бесполезных попыток самостоятельно добиться оплаты оказанных услуг по перевозке груза на общую сумму более 100 000 долларов США.
В рамках представления интересов клиента по делу были изучены российские и международные нормативно-правовые акты, судебная практика, документы и информация по перевозке груза.
Позиция в суде была построена на следующих положениях Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956, далее — КДПГ).
Согласно ст. 4 КДПГ договор перевозки устанавливается накладной. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки, к которому и в этом случае применяются постановления настоящей Конвенции.
Накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком (п. 1 ст. 9 КДПГ).
Согласно п. 1 ст. 13 КДПГ по прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, получатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной и сдачи ему груза, причем им выдается соответствующая расписка в принятии. Получатель, осуществляющий права, предоставляемые ему согласно пункту 1 настоящей статьи, обязан погасить возникшие на основании накладной долговые обязательства (п. 2 ст. 13 КДПГ).
Кроме того, в рамках судебного процесса было собрано большое количество информации из открытых источников, опрошены водители и получена информация из таможенного и налогового органов.
Благодаря собранной информации, было доказано, что получатель груза, указанный во второй графе CMR, получал второй экземпляр международной транспортной накладной (CMR) в соответствии с пунктом 1 статьи 13 КДПГ, при этом весь товар фактически был доставлен перевозчиком до места разгрузки, указанного в накладной, и получен указанным лицом через подставные фирмы, и лишь впоследствии перепродан третьим лицам.
Но даже при таких доводах и доказательствах доказать наличие у грузополучателя обязанности оплатить задолженность перед перевозчиком удалось только в суде второй инстанции.
По итогам судебного разбирательства решение суда вступило в законную силу.
Данное дело служит живым доказательством того, что при правильном подходе к судебной защите интересов перевозчика даже при отсутствии подписанного договора (заявки) на перевозку груза возможно взыскать оплату оказанных услуг по перевозке груза.
Никогда не сдавайтесь и добивайтесь успеха, ибо упорство приведет к победе.
Удачи на дорогах!
Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 13.10.2020
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?