Какие условия договора, противоречащие Конвенции КДПГ, могут быть признаны недействительными?
Свобода договора является одним из основополагающих принципов, регулирующих коммерческие отношения.
Стороны договора международной перевозки, будучи свободными принимать обязанности и определять взаимные права по своему усмотрению, часто включают в договор или заказ на перевозку различные условия: от штрафов за задержку доставки груза до правил, предусматривающих, кто должен доказывать причины потери груза.
И только немногие знают, что условия договора, которые противоречат или отступают от условий Конвенции КДПГ (далее – Конвенция), могут быть признаны недействительными.
В части 1 статьи 41 Конвенции указано, что с оговоркой относительно положений статьи 40 признается не имеющим силы всякое условие, которым прямо или косвенно допускается отступление от положений настоящей Конвенции.
Верховный суд Литвы, объясняя суть и цель данной статьи, неоднократно заявлял, что Конвенция имеет строгий (особый) регулирующий эффект, и вопросы, попадающие в сферу ее действия, достаточно подробно регламентированы, следовательно никакие отклонения от правил Конвенции недопустимы. В отличие от других норм частного права, большинство положений Конвенции являются обязательными и оставляют очень мало места для свободного усмотрения сторон договора.
Позиция Литовских судов является особенно категоричной в отношении условий контрактов, которые расширяют ответственность перевозчика (то есть ухудшают положение перевозчика) по сравнению с лимитами (пределами ответственности), установленными в Конвенции. В последнее время литовские суды всё чаще склоняются к тому, чтобы объявлять такие условия договоров недействительными как противоречащие условиям Конвенции, ссылаясь именно на статью 41.
Если же суд признает, что соответствующее условие договора является недействительным, потому что противоречит условиям Конвенции, другая сторона (истец) больше не может полагаться на это условие, требуя что-либо от другой стороны (ответчика).
Рассмотрим несколько примеров условий, которые противоречат Конвенции.
1. Условие о штрафе за допущенную перевозчиком просрочку доставки груза.
Если, к примеру, в договоре перевозки груза стороны договорились, что перевозчик должен уплатить заказчику штраф в размере 200 евро за каждый день задержки в доставке груза, и на основании этого пункта договора заказчик попытается взыскать этот штраф с перевозчика в судах Литвы, то существует высокая вероятность того, что такое требование будет отклонено.
Как мы уже упоминали в одной из наших предыдущих публикаций, литовские суды считают, что Конвенция не позволяет сторонам договора договориться о наложении штрафа на перевозчика за превышение срока доставки. По мнению литовских судов, такое соглашение противоречит Конвенции и считается недействительным в соответствии со статьей 41 Конвенции. В соответствии с условиями Конвенции, от перевозчика за задержку в доставке груза можно потребовать только возмещения убытков, причем не более, чем в размере стоимости фрахта (платы за перевозку), за исключением случаев, когда ущерб был вызван злоумышленным поступком перевозчика.
Хотя споры по поводу применения штрафов являются довольно популярными и поэтому упоминаются в приведенном примере, мы думаем, что это только один пример того, какие условия договора грузоперевозки могут быть признаны недействительными как противоречащие условиям Конвенции.
2. Условие об увеличении срока предъявления претензий перевозчику.
Условия договора перевозки, которые изменяют сроки подачи претензий перевозчику, предусмотренные в ст. 32 Конвенции, также могут быть признаны недействительными. Особенно, когда сроки подачи претензий продлены, в результате чего положение перевозчика ухудшается.
Аналогичным образом могут быть признаны недействительными как противоречащие условиям Конвенции следующие условия договоров перевозки:
- условие договора, которое предусматривает неограниченную ответственность перевозчика во всех случаях (даже если нет преднамеренной или грубой небрежности со стороны перевозчика);
- расширение ответственности перевозчика за недостачу груза свыше размера, изложенного в статье 23 Конвенции;
- условие договора, которое предусматривает, что перевозчик несет ответственность за полную стоимость груза (без соблюдения пределов, установленных в статье 23 Конвенции), но при этом надбавка к провозной плате за перевозку не выплачивается (статья 24 Конвенции);
- и иные условия.
Таким образом, если стороны в договор (заказ) грузоперевозки включили условия, которые отступают от правил, изложенных в Конвенции, и между сторонами договора возникнет спор, который дойдет до суда, такие условия скорее всего будут признаны недействительными, и для отношений между сторонами будут применены положения Конвенции, а не условия договора международной перевозки.
Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Удачи на дорогах!
Елена Цвирко
Адвокат
Юридическая фирма «JUREX»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе
Опубликовано 19.03.2019
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?