Каким образом взвешивают транспортные средства, перевозящие наливные грузы в России?

На протяжении всего времени существования весового контроля на дорогах Российской Федерации водители и перевозчики сталкиваются с проблемой взвешивания наливных грузов. По результатам такого взвешивания водители и перевозчики необоснованно привлекаются к административной ответственности за превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства.

Состоит вышеуказанная проблема в том, что сотрудники пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее — ПВГК) при взвешивании наливных грузов не руководствуются положениями пункта 3.1 Рекомендаций Международной организации законодательной метрологии (далее — МОЗМ) и производят взвешивание транспортных средств, перевозящих наливные грузы, с нарушениями, а именно:

  • в движении, 
  • на не приспособленных для такого взвешивания весах, 
  • без ожидания приведения наливного (жидкого) груза в состояние покоя. 

Так, в пункте 3.1 Рекомендаций МОЗМ указано, что жидкости можно взвешивать только путем полного погружения автомобиля — цистерны на платформу. Весы для поосного или группового (группа осей) взвешивания в соответствии с рекомендациями МОЗМ не могут использоваться для взвешивания жидких грузов

Таким образом, из Рекомендаций МОЗМ следует, что транспортные средства, перевозящие наливные (жидкие) грузы должны взвешиваться:

  • исключительно в статическом состоянии,
  • при полном погружении на весовую платформу, 
  • после определенного периода времени, чтобы наливной (жидкий) груз пришел в состояние покоя.

В свою очередь, когда водители при весовом контроле на ПВГК заявляют о недопустимости взвешивания транспортного средства с наливным (жидким) грузом в движении, сотрудники ПВГК утверждают, что транспортные средства, перевозящие наливные (жидкие) грузы, возможно взвешивать в любом режиме – в динамическом и статическом, и на любых видах весов без ограничения, так как в российском законодательстве отсутствует специальный порядок (регламент), определяющий правила взвешивания транспортных средств, перевозящих наливные (жидкие) грузы.

Мы считаем такую трактовку со стороны сотрудников ПВГК необоснованной, поскольку взвешивание транспортных средств, перевозящих наливные (жидкие) грузы, в динамическом режиме недопустимо, так как центр тяжести груза при таком взвешивании постоянно смещается даже под действием минимальных сил, а значит замеры весовых параметров транспортного средства будут неправильными (некорректными), что приведет к получению недостоверных результатов взвешивания, а как следствие – к незаконному привлечению должностных лиц перевозчика и самого перевозчика к административной ответственности. 

Более того, мы считаем, что после полного погружения транспортного средства, перевозящего наливные (жидкие) грузы, на весовую платформу, для произведения корректного взвешивания такого транспортного средства должно пройти не менее 10 минут.

Для проверки вышеуказанных доводов сотрудников ПВГК «об отсутствии в России специального порядка взвешивания транспортных средств, перевозящих наливные (жидкие) грузы» мы решили обратиться в Ространснадзор и Министерство транспорта Российской Федерации со следующими вопросами:

  1. Каким российским нормативно-правовым актом регулируется порядок взвешивания транспортных средств, перевозящих наливные (жидкие) грузы?
  2. Обязаны ли сотрудники Ространснадзора при взвешивании транспортных средств, перевозящих наливные (жидкие) грузы, руководствоваться положениями пункта 3.1 Рекомендаций МОЗМ, регулирующими процедуру взвешивания транспортных средств, перевозящих наливные (жидкие) грузы?
  3. Допустимо ли взвешивание транспортных средств, перевозящих наливные (жидкие) грузы, в динамическом режиме, или они должны взвешиваться только в статическом режиме?
  4. Должны ли транспортные средства, перевозящие наливные (жидкие) грузы, полностью погружаться на весовую платформу перед взвешиванием?
  5. Какое количество времени должно пройти после полного погружения транспортного средства, перевозящего наливные (жидкие) грузы, на весовую платформу для произведения правильного (корректного) взвешивания такого транспортного средства (например, 10 минут, 15 минут и т.д.)?

К сожалению, поступившие в наш адрес ответы государственных органов подтвердили наши опасения, так как из них следует, что специального порядка (регламента, процедуры) взвешивания транспортных средств с учетом физических свойств грузов (сыпучесть, кинематическая вязкость) в России нормативно не установлено, а весы, установленные на ПВГК, по своим техническим характеристикам позволяют взвешивать транспортные средства, перевозящие наливные (жидкие) грузы, в любом режиме (статическом, динамическом). 

При этом должностное лицо Минтранса России в своем ответе также указало, что положения ГОСТ 33242-2015 соответствуют рекомендациям МОЗМ, а если весы не предназначены для взвешивания транспортных средств с жидким грузом, то на них должна быть нанесена маркировка с надписью «Не должны использоваться для взвешивания ТС, перевозящих жидкости или другие материалы (вещества), у которых центр тяжести перемещается во время движения ТС».

В своих ответах должностные лица государственных органов сослались на следующие нормативные акты, которые, по их мнению, регулируют порядок взвешивания транспортных средств, перевозящих наливные (жидкие) грузы, и соответствуют рекомендациям МОЗМ, а именно: Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», Приказ Минтранса России от 29.03.2018 № 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств», ГОСТ 33242-2015. «Межгосударственный стандарт. Весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Метрологические и технические требования. Испытания».

В свою очередь, изучив данные нормативные акты, мы не нашли того, что они соответствуют положениям пункта 3.1 Рекомендаций МОЗМ, а значит Российская Федерация, в лице своих государственных служащих, снова бездействует и не приводит российские нормативно-правовые акты в соответствие с мировыми стандартами справедливого регулирования порядка взвешивания транспортных средств. Либо специально не желает их приводить в такое соответствие, так как систематическое незаконное привлечение к административной ответственности перевозчиков исправно пополняет бюджет.

С учетом такой позиции государственных органов, предлагаем перевозчикам следующие рекомендации при осуществлении взвешивания транспортных средств, перевозящих наливные (жидкие) грузы, на ПВГК:

  1. В случае если весовая платформа, на которой взвешивается транспортное средство, позволяет полностью разместить на ней транспортное средство, то при заезде на нее транспортному средству следует полностью остановиться и не съезжать с нее в течение 10 минут, пока груз не придет в состояние покоя;
  2. Потребовать у сотрудника ПВГК документы на весы (паспорт, руководство пользователя) и убедиться, что на таких документах и весах не нанесена маркировка с надписью «Не должны использоваться для взвешивания ТС, перевозящих жидкости или другие материалы (вещества), у которых центр тяжести перемещается во время движения ТС»;
  3. Если транспортное средство взвешивается на передвижных весах, предназначенных только для поосного взвешивания, то указать устно и письменно оператору весов на то, что на таких весах взвешивание такого транспортного средства не допустимо, и при взвешивании каждой оси транспортного средства стоять на весах в течение 10 минут при взвешивании каждой оси транспортного средства.  
  4. В случае привлечения водителя или перевозчика к административной ответственности по итогам взвешивания, произведенного с нарушением пункта 3.1 Рекомендаций МОЗМ, оспаривать соответствующие постановления, в том числе в судебном порядке.

Мы полагаем, что даже если допустить, что Рекомендации МОЗМ не являются нормативно-правовым актом и носят лишь рекомендательный характер, а должностные лица ПВГК ничего формально не нарушают, действуя по общим правилам, тем не менее нельзя забывать, что акт взвешивания не свидетельствует автоматически о факте нарушения, но является документом, имеющим силу доказательства по соответствующему административному делу, а следовательно, как и любое другое доказательство, подлежит оценке судьей, рассматривающим дело, по его внутреннему убеждению.

При построении правильной позиции по делу, что кстати подтверждается отдельными судебными решениями, можно доказать, что с учетом физических свойств груза даже акт взвешивания, составленный формально в соответствии с законодательством РФ, не доказывает факта нарушения, и благодаря этому избежать административной ответственности.

Будьте бдительны! 

Удачи на дорогах!

Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ

Опубликовано 01.10.2019

Как оформить пропуск на МКАД?

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

qr
x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм