Конфискация транспортных средств с российской регистрацией на территории Евросоюза
Введение
В результате эскалации политической напряженности между Европейским Союзом (ЕС) и Российской Федерацией 8 сентября 2023 года Европейской комиссией была принята спорная политика, запрещающая лицам с транспортными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации, въезд в государства-члены ЕС. Кроме того, появились случаи конфискации транспортных средств и изъятия личных вещей, что вызвало обеспокоенность по поводу возможных нарушений прав человека. В этой статье мы рассмотрим запрет ЕС на транспортные средства, зарегистрированные в России, и его последствия с точки зрения прав человека, уделяя особое внимание конфискации транспортных средств и личных вещей.
Запрет ЕС на автомобили, зарегистрированные в России
Запрет на автомобили, зарегистрированные в России, является частью более широкого пакета санкций, введенного ЕС в ответ на различные геополитические споры с участием Российской Федерации. Так разъяснения Европейской Комиссии от 8 сентября 2023 года относительно применения статьи 3.i Регламента Совета (ЕС) № 833/2014[1] от 31 июля 2014 года об ограничительных мерах ввиду действий России, дестабилизирующих ситуацию в Украине в отношении транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, и приглашения стран участниц ЕС действовать согласно данному разъяснению, запустили новый виток конфронтации между ЕС и Российской Федерацией. Целью его является оказание экономического давления на российское правительство путем нападения на отдельных граждан, владеющих транспортными средствами, зарегистрированными в стране. Хотя этот подход может быть направлен на сдерживание определенного поведения, он поднимает важные вопросы о правах человека.
Конфискация транспортных средств и личных вещей
До 8 сентября 2023 года было запрещено пересекать границу Евросоюза грузовым перевозчикам, а именно грузовым автомобилям и прицепам, зарегистрированным в Российской Федерации. Запрет не распространялся на зарегистрированные в России автотранспортные компании, которые перевозят грузы автомобильным транспортом транзитом через Евросоюз между Калининградской областью и Россией.
На данный момент ситуация поменялась. Так, например, по официальному заявлению Министерства Финансов Латвийской Республики от 12 сентября 2023 года: «В дальнейшем будет запрещен въезд в Евросоюз транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, через пограничные переходы Латвии. Лицам, управляющим транспортными средствами, зарегистрированными в Российской Федерации, будет отказано во въезде на них в Европейский Союз при пересечении Государственной границы Латвийской Республики. Лица, имеющие указанные транспортные средства, должны будут вернуться в Российскую Федерацию или Республику Беларусь из пункта пропуска через границу.
В случае отказа лица выполнить указания таможенного органа, в том числе вернуться в Российскую Федерацию или Республику Беларусь, может быть принято решение о конфискации транспортного средства в соответствии с таможенными законами и правилами.»[2]
Одним из наиболее тревожных аспектов запрета являются сообщения о конфискации транспортных средств и личных вещей у лиц, пытающихся въехать в страны-члены ЕС. Эта практика вызвала обеспокоенность и споры по нескольким причинам:
- Нарушения прав собственности. Конфискация транспортных средств, принадлежащих частным лицам, может рассматриваться как нарушение прав собственности – основного права человека, закрепленного в различных международных договорах и конвенциях. Произвольный захват собственности без надлежащей правовой процедуры или справедливой компенсации противоречит принципам справедливости.
- Нарушения конфиденциальности. Конфискация личных вещей из транспортных средств, часто осуществляемая без надлежащего надзора, может нарушать права человека на неприкосновенность частной жизни. Сюда входит конфиденциальная личная информация, личные документы и вещи, которые должны оставаться конфиденциальными, независимо от гражданства или регистрации транспортного средства.
- Несоразмерный ответ. Критики утверждают, что конфискация транспортных средств и личных вещей является несоразмерным ответом на политическую напряженность между ЕС и Российской Федерацией. Эти меры могут иметь непредвиденные последствия, непропорционально поражая обычных граждан, которые не имеют прямого участия в геополитических спорах.
- Отсутствие прозрачности. Высказывались также опасения по поводу отсутствия прозрачности и надлежащей правовой процедуры в процедурах конфискации. Лица, затронутые запретом, могут не иметь доступа к адекватной правовой помощи или информации о причинах конфискации их собственности.
- Воздействие на уязвимые группы населения. Уязвимые группы населения, такие как беженцы и лица, ищущие убежища, могут непропорционально пострадать от конфискации транспортных средств и личных вещей. Для многих из них транспортные средства могут стать спасательным кругом и средством выживания.
Проблемы прав человека
Хотя намерения ЕС по введению такого запрета могут быть политически мотивированными, они также вызывают обоснованную обеспокоенность по поводу потенциальных нарушений прав человека. Вот некоторые ключевые вопросы, которые следует учитывать:
- Дискриминация и коллективное наказание
Запрет основан на регистрации транспортного средства и не учитывает личные убеждения, действия или принадлежность человека. Это общее ограничение касается всех владельцев транспортных средств в Российской Федерации, включая невиновных лиц, которые могут быть не причастны к событиям, повлекшим за собой санкции. Такой подход можно рассматривать как дискриминационный и форму коллективного наказания, противоречащую принципам справедливости и прав человека.
- Свобода передвижения
Одним из фундаментальных прав человека, признанных во всем мире, является свобода передвижения. Запрет для владельцев транспортных средств в Российской Федерации ограничивает это право для определенной группы лиц исключительно на основании регистрации транспортного средства. Хотя правительства имеют право вводить ограничения на въезд по соображениям национальной или общественной безопасности, такие меры должны быть соразмерными, необходимыми и не слишком широкими.
- Влияние на гражданское общество
Запрет также может оказать непреднамеренное воздействие на гражданское общество в России. Ограничение поездок в ЕС может затруднить участие отдельных лиц в международных конференциях, культурном обмене и гуманитарной деятельности. Эта изоляция может препятствовать диалогу и сотрудничеству между гражданами России и их европейскими коллегами, потенциально усугубляя напряженность.
- Неэффективность и дипломатические альтернативы:
Критики утверждают, что такие санкции часто оказывают ограниченное влияние на политику правительства и могут нанести больший вред обычным гражданам, чем тем, кто находится у власти. Существуют опасения, что альтернативные дипломатические подходы, такие как диалог и переговоры, должны быть исчерпаны, прежде чем прибегать к карательным мерам, которые могут непреднамеренно нанести вред невинным людям.
Особые оговорки
Несмотря на то, что Европейская комиссия выпустила разъяснения к Регламенту Совета (ЕС) № 833/2014 от 31 июля 2014 года, необходимо отметить ряд примечательных фактов:
Согласно оговорке, к Объединенным часто задаваемым вопросам комиссии о внедрении Регламента Совета № 833/2014 и Регламента Совета № 269/2014: «Этот документ представляет собой рабочий документ, разработанный службами Комиссии в качестве руководства для национальных органов власти, операторов ЕС и граждан по вопросам реализации и интерпретации Регламента Совета (ЕС) № 833/2014, Регламента Совета (ЕС) № 269/2014, Регламента Совета (ЕС) № 269/2014. Регламент (ЕС) № 692/2014 и Регламент Совета (ЕС) 2022/263. По аналогии, часто задаваемые вопросы также применимы к Регламенту Совета (ЕС) № 765/2006. Только Суд ЕС правомочен интерпретировать законодательство ЕС. Национальные органы власти и экономические операторы могут использовать это руководство, исходя из текста, контекста и цели вышеупомянутых правил, для достижения единообразного применения санкций на всей территории ЕС.»
Также, представитель Европейской комиссии Дэниел Шеридан Ферри в интервью периодическому изданию THE BELL указал: «Государства-члены ЕС обязаны соблюдать европейские санкции. Европейская комиссия периодически выпускает рекомендации, чтобы помочь государствам-членам понять свои обязательства, хотя сами по себе рекомендации не меняют правовую ситуацию»[3], а также периодическому изданию Euronews отметил: «Соблюдение запрета на российские автомобили является обязательным и закреплено в законодательстве ЕС, но пути его реализации на практике должны выбирать государства-члены ЕС.»[4]
Что касается оговорок Министерства Финансов Латвийской Республики: «Кроме того, доводим до Вашего сведения, что лицам будет разрешено вернуться из Евросоюза в Россию на автомобилях, зарегистрированных в Российской Федерации, если они не задекларированы как товары и используются только как транспортное средство.»[5]
Таким образом, можно вывести определённую закономерность, что Европейская Комиссия отдала на откуп странам-участницам ЕС то, каким образом будет выполняться Европейское законодательство в сфере санкций, однако, никто не отменял Международных правовых актов и договоров в сфере защиты прав человека и принципов права, как таковых. По сему, какие бы строгие и на первый взгляд нелогичные нормы не вводили бы в ЕС, у всего есть свои рамки и пределы.
Заключение
Запрет ЕС на ввоз транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, в сочетании с конфискацией транспортных средств и личных вещей, вызывает серьезную обеспокоенность в области прав человека. Хотя правительства стран-участниц ЕС имеют законный интерес в разрешении политических споров, они должны делать это, соблюдая фундаментальные права человека, включая права собственности и неприкосновенность частной жизни.
ЕС крайне важно обеспечить, чтобы любые меры, принимаемые в ответ на геополитическую напряженность, были пропорциональными, прозрачными и подвергались надлежащему правовому контролю. Достижение баланса между политическими целями и защитой прав человека имеет решающее значение для укрепления справедливого и равноправного международного порядка. Права человека не должны приноситься в жертву ради достижения политических целей, а международные стандарты должны соблюдаться даже во времена напряженности и конфликтов.
Учитывая, что данная ситуация коснулась всех собственников транспортных средств с российскими номерами, наша компания приступила к реализации легальной услуги для удовлетворения Ваших потребностей на территории Европейского Союза.
Работая с нами, Вы приобретаете возможность легально передвигаться на своём транспорте по территории ЕС, не беспокоясь о возможном нарушении санкций, установленных международными организациями и государствами-членами ЕС, а также своевременно получать достоверную и проверенную информацию о порядке пребывания на территории ЕС в это не спокойное время.
При незаконном задержанием транспортных средств, зарегистрированных в РФ, вы всегда можете обратиться за помощью по защите своих прав и законных интересов к нашим компетентным юристам.
Заявки на оформление полиса ОСАГО и других страховых продуктов направляйте в what’s app +37125670347 или на info@urvest.ru.
Для оформления электронных сопроводительных документов на вывоз древесины из Беларуси и других стран ЕАЭС обращайтесь к нашим специалистам.
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграм-канал «URVEST Пропуск МКАД»
Предупреждён – вооружён!
Удачи на дорогах!
Иван Романов
Управляющий Партнёр Юридической фирмы «Romanoff Group»
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Европейском Союзе
[1]Регламента Совета (ЕС) № 833/2014 от 31 июля 2014 – года https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A02014R0833-20231001
[2] Министерство Финансов Латвийской Республики – https://www.fm.gov.lv/en/article/persons-vehicles-registered-russian-federation-are-banned-entering-latvia#:~:text=According%20to%20the%20European%20Commission’s,Union%20through%20the%20Latvian%2DRussian
[3]Переодическое издание «The BELL» — https://en.thebell.io/why-cars-and-personal-items-could-be-confiscated/
[4]Переодическое издание «Euronews» — https://www.euronews.com/my-europe/2023/09/11/dont-let-russian-cars-enter-eu-territory-brussels-tells-member-states
[5] Министерство Финансов Латвийской Республики – https://www.fm.gov.lv/en/article/persons-vehicles-registered-russian-federation-are-banned-entering-latvia#:~:text=According%20to%20the%20European%20Commission’s,Union%20through%20the%20Latvian%2DRussian
Опубликовано 03.10.2023
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?