Контроль таможенной стоимости в странах ЕАЭС. Независимый взгляд на проблему и общие рекомендации для добросовестных участников ВЭД
Как показывает практика, одной из актуальных проблем, связанных с таможенными процедурами при импорте, был и остается вопрос контроля таможенной стоимости со стороны таможенных органов.
В среде импортеров эта проблема формулируется как «корректировка таможенной стоимости», хотя такая терминология уже не применяется в соответствии с действующим таможенным законодательством. Однако данный термин сам по себе уже предполагает определенные неблагоприятные последствия результатов контроля для импортера.
В чем заключаются причины жесткого подхода таможни к контролю таможенной стоимости?
Во-первых, одной из проблем, если рассуждать объективно, является менее законопослушная торговая среда, чем в индустриально развитых странах, разработавших международные стандарты таможенной оценки. В бывших странах СССР неофициальная торговля принимается как часть социальной, культурной и экономической структуры, и каких-либо предпосылок, что это изменится, нет. Этот факт является основной причиной, объясняющей жесткий подход таможенных органов при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров.
Во-вторых, таможенные органы, со своей стороны, имеют в распоряжении весомый аргумент. Нормы международных соглашений по оценке товаров в таможенных целях, имплементированные в правовые акты ЕАЭС и национальное законодательство государств-участников ЕАЭС, подчеркивают, что никакое положение Соглашения по оценке не должно трактоваться как ограничивающее право таможенного органа удостовериться в правдивости или точности любого заявления, документа или декларации, предоставленных для целей проведения оценки.
Наконец, в-третьих, следует выделить заложенный в системе государственного управления стран ЕАЭС принцип, согласно которому результативность управления рисками используется для оценки показателей эффективности работы таможенных органов. Принимая во внимание данный факт, у должностных лиц отсутствует мотивация для объективного вынесения решений по результатам таможенного контроля в отношении таможенной стоимости.
Работает правило – если риск сработал, то должен быть результат, выраженный в увеличении поступающих в бюджет таможенных платежей.
В результате совокупности указанных факторов, таможенные органы не соблюдают один из базовых принципов – простоты и предсказуемости операций таможенного контроля.
Подобный режим жесткого контроля со стороны таможенных органов имеет своей целью избежание всяческих рисков, в то время как ожидания законопослушных импортеров направлены на минимизацию бюрократического подхода при прохождении таможенных процедур.
Результатом такого контроля является увеличение финансовых издержек импортера, что приводит к отрицательному эффекту, прямо влияя на ценообразование товара или выпускаемой продукции.
Также не принимаются во внимание репутационные потери для государства, которое на бумаге стремится стимулировать ведение коммерческой деятельности в соответствии с законом, а на деле все происходит ровно наоборот.
При этом известно, что таможенными органами проводится работа по совершенствованию таможенных процедур для минимизации влияния человеческого фактора при принятии решения о выпуске с использованием системы управления рисками. На первый взгляд, это является позитивным моментом.
Однако негативным результатом данной работы является идентификация только основного профиля риска до выпуска товара – стоимостного. При этом игнорируется различная степень риска, которую представляют конкретные импортеры в плане возможного несоблюдения таможенного законодательства, а также их способность выполнить потенциальные обязательства по уплате таможенных платежей.
Как действовать добропорядочным импортерам при подобном подходе таможенных органов к контролю таможенной стоимости?
Ответ банальный — исходить из норм законодательства, согласно которым таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на информации, соответствующей трем критериям:
- достоверная,
- количественно определяемая,
- документально подтвержденная.
Нет единых рекомендаций специалистов, какие документы и с какими содержащимися в них сведениями необходимо представить в таможню для получения желаемого импортером решения.
Но существуют определенные простые правила, которые рекомендуется соблюдать в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости, которая назначается при возникновении сомнений в ее достоверности со стороны таможни:
1) Заблаговременно собирать доказательства, подтверждающие действительное приобретение товара по такой цене и доступные для получения в условиях внешнеторгового оборота.
И это не просто совет импортерам автором статьи, это разъяснение из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года №18.
2) Обратить внимание и на полноту собранного пакета документов.
На каждый пункт требования таможенного органа предоставлять запрошенный документ или документальное обоснование невозможности его представления с целью устранения возникших у таможенного органа сомнений.
Следует помнить, что эмоциональные доводы импортера о невозможности представления того или иного документа, а также непонимание иностранного поставщика просьбы импортера предоставить калькуляцию не являются для таможенного органа аргументами, обосновывающими отсутствие запрошенных документов.
3) Скрупулезно изучить имеющиеся документы и сведения, имеющие отношение к цене товара, на предмет отсутствия противоречий и несоответствий.
Необходимо понимать, что при таможенном контроле таможенной стоимости бремя доказывания ее достоверности лежит на импортере. И в его интересах развеять возникшие сомнения.
4) Контролировать регламентированные законодательством сроки их представления.
Причиной отказа таможенного органа в принятии заявленной таможенной стоимости может стать непредставление некоторых запрошенных документов в срок, указанный в решении о дополнительной проверке.
5) Хранить документы и сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости в течение пяти лет.
Это вытекает из статьи 320 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Таможенный орган вправе запросить документы и сведения в течение сроков таможенного контроля. Причем он вправе истребовать не только контракт и инвойс, указанные в декларации на товары при его декларировании, но и прайс-листы производителя, таможенные декларации страны отправления, и иные документы, перечисленные в пункте 8 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии N 42 «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза»
Что делать, если таможенный орган отказал в принятии заявленной таможенной стоимости?
У импортера есть право обжаловать данное решение в вышестоящий таможенный орган, либо в суд.
При рассмотрении подобных дел в судах есть ряд факторов, которые могут сыграть на руку импортеру:
Во-первых, суды при принятии решения исходят из презумпции достоверности представленной импортером информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Одно лишь несогласие таможенного органа с более низким уровнем заявленной таможенной стоимости в сравнении с ценами на аналогичные товары из имеющейся у таможенного органа ценовой информации при отсутствии других доказательств недостоверности заявленных сведений не может быть рассмотрено как основание непризнания таможенной стоимости.
Во-вторых, суд может рассмотреть отсутствие некоторых из запрошенных таможенным органом документов, как не имеющее значения для таможенного декларирования и определения таможенной стоимости.
Непредставление таких документов не будет рассмотрено в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальной подтверждённости таможенной стоимости.
В заключение следует сказать, что, к сожалению, для импортеров в последнее время корректировка таможенной стоимости товаров из проблемы, с которой нужно бороться, превращается в привычное явление.
При этом вопросы оценки товаров в таможенных целях относятся к одним из наиболее сложных в вопросах таможенного регулирования.
И наиболее рациональным решением для импортера является обращение по данному вопросу к специалистам в области таможенного законодательства, имеющим опыт работы в указанном направлении.
Независимые эксперты нашей компании с более чем 15-летним практическим опытом в сфере таможенного права и в области регулирования внешнеторговой деятельности готовы оказать консультирование по любым вопросам, связанным с определением и подтверждением таможенной стоимости.
Также специалисты нашей фирмы могут сопровождать импортера в отношениях с таможенными органами при проведении ими контроля таможенной стоимости, обеспечить правовую поддержку в ведомственном и судебном обжаловании решений таможенного органа.
В случае заинтересованности в указанной услуге достаточно просто обратиться к нашему консультанту по телефону или заполнить форму заявки на нашем сайте.
Удачи в бизнесе!
Владимир Корнев
Юрист
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ в Республике Беларусь
Опубликовано 08.10.2019
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?