Несвоевременное оформление ЭСД при перевозке древесины: правонарушение и наказание
В настоящее время многие экспортеры древесины используют автомобильный транспорт в качестве основного способа доставки своего товара из Республики Беларусь в третьи страны, всё больше охватывая южное и восточное направление, умело адаптируясь к динамично развивающемуся законодательству и требованиям рынка, в условиях крепчающей жесткости контроля перевозки отдельных видов древесины и продукции ее переработки.
За продолжительное время участники внешнеэкономической деятельности наладили поставки древесины из Республики Беларусь в третьи страны, добросовестно исполняя необходимые требования не только своего государства, но и чуть ли не всего мира! И, казалось бы, что нового можно посоветовать профессионалам, успешно наладившим значительные объемы поставок строго контролируемого товара? Разве что повторять уже давно известные истины. Но, оказывается, «ловушки законодательства» поджидают нас повсюду, и расставлены они ближе, чем мы думаем, стоит только немного потерять бдительность.
Именно об одной из таких «ловушек» в правовой сфере поставок древесины мы сегодня поделимся с вами, чтобы вы узнали о ней из нашей публикации, а не из составленного в отношении вашего транспортного средства протокола о задержании. Предупрежден – вооружен!
Не так давно мы уже рассказывали вам о порядке оформления электронного сопроводительного документа (далее – ЭСД), а также о моментах, на которые стоит обратить внимание, чтобы не допускать типичных ошибок при заполнении ЭСД. Напомним, что, начиная с 31.01.2023, для перевозки древесины и лесоматериалов по территории России требуется наличие оформленного электронного сопроводительного документа в виде QR-кода. Данное требование установлено положениями статьи 50.4. Лесного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 06.12.2021 № 2214 «Об утверждении формы электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки, состава сведений, включаемых в электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины и продукции ее переработки, а также требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки и о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 16 октября 2020 г. N 1696» (далее – Постановление Правительства РФ от 06.12.2021 № 2214) и Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552 «О порядке перевозки отдельных видов древесины и (или) продукции ее переработки грузовым автомобильным транспортом и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (далее – Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552).
Именно Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552 установлено, что электронный сопроводительный документ оформляется собственниками древесины или уполномоченными ими лицами до начала транспортировки, а в случае вывоза из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза — до подачи декларации на товары. Кроме того, Приложением данного Постановления Правительства определены пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, которые используются при перевозках древесины в сопровождении QR-кода.
Так, в случае перевозки древесины из Республики Беларусь в третьи страны в сопровождении QR-кода, для пересечения границы Республики Беларусь и Российской Федерации установлен единственный пункт пограничного контроля «Красная горка», при въезде через который начинается ваша перевозка древесины по территории Российской Федерации. Далее перевозка заканчивается в пункте пограничного контроля, через который осуществляется убытие товарной партии из Российской Федерации. Таким образом, вся перевозка по территории РФ должна сопровождаться ЭСД (QR-кодом) от пункта въезда в Россию до пункта выезда из России.
Но что мы всё об этих нормативно-правовых актах, в которых попробуй разобраться, да и вообще, для этого есть специально обученные люди и юридические фирмы? Ведь и так огромный объем работы, чтобы читать законы, попробуй тут всё успеть. А ведь зачастую именно по причине невнимательности происходят ошибки с непоправимыми последствиями в виде штрафов и срывов поставок.
Дело в том, что при ввозе древесины на территорию России, возможно, в силу доверительных отношений и международного сотрудничества с Республикой Беларусь, контролирующие органы иногда могут проявлять лояльность и не уделять должного внимания проверке наличия/отсутствия ЭСД для экспорта пиломатериалов, что предоставляет возможность осуществить начало транспортировки древесины по территории России без оформленного должным образом ЭСД (QR-кода). А, если товарную партию пропустили без тщательной проверки QR-кода при въезде на территорию России, да и случай не единственный, то невольно навязывается убеждение в том, что процедуру оформления QR-кода можно отложить и сделать его позже, например, на следующий день, а то и при выезде транспортного средства из Российской Федерации. Тем более, как уже говорили, и так огромный объем работы, всё не успеть, да еще и ходят слухи, что при въезде в РФ пропускают без QR-кода, поэтому торопиться незачем, а оформить ЭСД лишь к моменту выезда транспортного средства из России, где уж точно инспектор потребует его предоставить.
С этого момента и неверно принятого решения экспортеры древесины встают на ложный и опасный путь, возможно, не представляя, каким рискам себя подвергают.
Таким образом, всё чаще встречаются случаи, когда товарная партия с древесиной или продукцией ее переработки, следующая автомобильным транспортом, начинает перевозку через территорию Российской Федерации без оформленного своевременно и надлежащим образом ЭСД (QR-кода), что нарушает требования Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552, которые устанавливают обязанность оформлять электронный сопроводительный документ собственниками древесины или уполномоченными ими лицами до начала транспортировки.
Однако, не стоит забывать о том, что отсутствие своевременного контроля государственных органов не освобождает от ответственности и не смягчает требований Постановления Правительства РФ, распространяемых на участников внешнеэкономической деятельности.
В результате снисходительного контроля должностных лиц и загруженности участников внешнеэкономической деятельности в тандеме с систематически повторяющимися случаями въезда автотранспорта с древесиной на территорию РФ без оформленного ЭСД (QR-кода), создается иллюзия контроля ситуации, но данные обстоятельства лишь усугубляют возможные последствия для лиц, экспортирующих древесину, что может в итоге обернуться крупными штрафами, задержанием транспортного средства и арестом товарной партии.
Наверняка, первое, что приходит на ум в случае остановки транспортного средства, перевозящего пиломатериалы без оформленного QR-кода и находящегося на территории России – срочно сделать или заказать электронный сопроводительный документ по первому требованию должностного лица, осуществляющего контроль, сообщить о проблеме собственнику товара, логисту, юристу и проч. Но время уже сыграло свою негативную роль, потому что отметки с датой въезда товарной партии на территорию РФ уже проставлены на товаросопроводительных документах, данные внесены в базы контролирующих органов, а уговоры, угрозы, обещания никак не помогут оформить ЭСД (QR-код) прошедшей датой, поскольку программное средство не допускает применения подобной функции.
Даже если товарную партию с древесиной не проверяют сотрудники контролирующих органов, и транспортное средство успешно доезжает до пункта пограничного контроля в месте убытия из Российской Федерации с ЭСД (QR-кодом), с оформленным позже даты въезда на территорию России, то нарушение Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552 всё же на лицо, стоит инспектору в пункте пограничного контроля при выезде из России сверить отметки с датой ввоза древесины на территорию России с датой оформленного ЭСД (QR-кода). В таком случае можно полагать, что данная перевозка завершена раньше запланированного.
Тем самым, должностное лицо неоспоримо установит факт частичного перемещения подконтрольного товара по территории России без наличия ЭСД (QR-кода), что является нарушением и ненадлежащим исполнением требований Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552, за которое в отношении нарушителя в соответствии с положениями ч. 5 ст. 8.28.1. КоАП РФ предусмотрена ответственность с вынесением штрафа в размере от 500 000 руб. до 700 000 руб. с конфискацией товара (древесины) и транспортного средства, на котором перевозился груз.
Подводя итог вышесказанному, делаем следующий вывод: оформление электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины необходимо осуществлять до начала транспортировки во избежание негативных последствий в виде штрафа, задержания товара и транспортного средства.
Если у вас остались вопросы по процедуре и порядку оформления ЭСД (QR-кода), специалисты нашей фирмы с радостью на них ответят и окажут правовое сопровождение по данному направлению, руководствуясь прежде всего условиями и требованиями нормативно-правовых актов в сфере международных перевозок, а не сомнительным опытом недобросовестных перевозок.
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Заявки на оформление полиса ОСАГО направляйте в what’s app +37125670347 или на info@urvest.ru .
Новые заказы на перевозку грузов без посредников получайте в нашем телеграм-канале Биржа грузоперевозок «URVEST».
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграм-канал «URVEST Пропуск МКАД».
Удачи в бизнесе!
Роман Образцов
Управляющий Партнер
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 24.10.2023
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?