Новые правила транзита «санкционных» товаров с использованием навигационных пломб: актуальные вопросы
В конце июня текущего года информационное пространство, связанное с грузоперевозками по территории Российской Федерации, облетела обнадеживающая новость о подписании Президентом РФ Указа от 24.06.2019 № 290 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» (далее – Указ), в соответствии с которым официально дан «зеленый свет» транзитным перевозкам через Россию так называемых «санкционных» товаров.
По прошествии ровно одного месяца с момента вступления в силу Указа, сделаем краткий обзор по базовым вопросам, которые может задать рядовой участник ВЭД, столкнувшийся с перевозкой товара, подпадающего под действие данного Указа.
На какие перевозки распространяется Указ?
Указ распространяется на транзитные перевозки по территории России следующих категорий товаров, ввоз которых в РФ ранее был запрещен без каких-либо допущений:
- Товары, страной происхождения которых являются страны, принявшие решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившиеся к такому решению.
Запрет ввоза данных товаров в Россию установлен Указом Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и представляет собой ответные («контрсанкционные») специальные экономические меры.
Конкретный перечень категорий товаров (по кодам ТН ВЭД), на которые распространяется запрет, установлен Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778.
К странам, попавшим под запрет, отнесены США, все страны ЕС, Канада, Австралия, Норвегия, Украина, Албания, Черногория, Исландия и Лихтенштейн.
- Товары, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины.
Запрет установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 г. № 1716-83 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592».
Конкретный перечень (по кодам ТН ВЭД) таких товаров установлен Приложением 1 к указанному Постановлению.
При этом под транзитными перевозками понимаются перевозки, в рамках которых товары не предполагаются ни к разгрузке, ни к таможенному оформлению на территории России.
В чем суть Указа?
В соответствии с Указом, ввоз вышеперечисленных товаров на территорию РФ допускается при осуществлении автомобильных или железнодорожных перевозок товаров через территорию России в третьи страны при соблюдении двух условий:
- Обеспечение их прослеживаемости с использованием так называемых навигационных пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
- Наличие у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов.
Перевозчики, которые будут осуществлять транзит «санкционных» товаров, соблюдая при этом данные условия, не будут нарушать законодательство Российской Федерации и привлекаться за это к ответственности.
Работает ли уже данный Указ на практике?
Формально Указ вступил в силу с 01.07.2019 г.
Однако фактически для того, чтобы он полноценно применялся на практике, на данный момент не выполнен ряд условий.
Так, Указом предписано Правительству РФ:
- Определить перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые можно будет провозить «санкционные» товары.
На сегодняшний день в России существует только Перечень пунктов пропуска, расположенных на российском участке внешней границы ТС, через которые разрешен транзит в Казахстан товаров, попавших под запрет в РФ, установленный Письмом Россельхознадзора от 21.11.2014 № ФС-НВ-7/22886. Но данный перечень утвержден не Правительством РФ и по целому ряду формальных признаков не подпадает под действие Указа.
Следовательно данное условие для применения Указа на сегодняшний день не выполнено.
- Установить порядок осуществления таких перевозок.
- Установить требования к навигационным пломбам и порядок их наложения (снятия) и применения при осуществлении перевозок.
- Установить порядок выдачи учетных талонов водителям и их сдачи при осуществлении таких перевозок.
- Обеспечить создание и эксплуатацию системы контроля, предусматривающей применение навигационных пломб при осуществлении перевозок.
Все перечисленные условия могут быть реализованы путем издания Правительством отдельных нормативных актов, однако на сегодняшний день они также отсутствуют в российской нормативной базе.
Таким образом, Указ хотя формально и вступил в силу, но пока далек от реального применения.
Навигационные пломбы – что это вообще такое?
Основная особенность данного средства идентификации заключается в том, что это устройство на базе технологии глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС).
Помимо функций, которые выполняет обычная пломба, навешиваемая на грузовой отсек транспортного средства, навигационная пломба дополнительно позволяет государственным органам отслеживать в режиме онлайн как ее местоположение, так и целостность.
Это позволяет существенно снизить риски потенциальных нарушений, которые повлекут «растворение» запрещенных товаров на территории России.
Какие последствия грозят перевозчику за нарушение Указа?
В целом, последствия нарушения условий осуществления транзитной перевозки, определенных Указом (срыв навигационной пломбы, перевозка без учетного талона, утрата учетного талона и т.д.) будут аналогичны тем, которые могут наступить сегодня за ввоз запрещенного товара на территорию России. Данный перевозчик будет считаться допустившим нарушение запретов и ограничений, установленных законодательством России, что квалифицируется по статье 16.3 КоАП РФ (штраф от 50 до 300 тыс. руб.).
Если перемещаемый товар, помимо прочего, относится к категории стратегически важных, то при определенных условиях может также наступать уголовная ответственность (ст. 226.1 УК РФ).
Также если будет установлено, что запрещенный товар фактически перемещается не транзитом через территорию России, а предназначен для реализации на ее территории, то данный товар в силу положений Указа Президента РФ от 29.07.2015 г. № 391 также может подлежать изъятию и уничтожению.
Подводя итог, можно отметить, с одной стороны, значимость для участников ВЭД данного Указа, который потенциально открывает дорогу для большого сегмента рынка перевозок, который был формально поставлен вне закона на протяжении пяти лет.
С другой стороны, это лишь один из первых шагов на пути построения реально функционирующего механизма транзитных перевозок «санкционных» товаров через территорию России в третьи страны.
Удачи на дорогах!
Алексей Зимин
Главный Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 01.08.2019
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?