Новый подход органов транспортного контроля к оценке поручений иностранному перевозчику
В 2019 году в наш адрес стали поступать обращения от перевозчиков по вопросам привлечения их водителей к административной ответственности за неправильное оформление поручения иностранному перевозчику (далее — Поручение).
В мотивировочной части постановлений по делам об административных правонарушениях, которые выносились в отношении указанных водителей, указывалось, что информация о грузоотправителе, указанная в Поручении, не совпадает с соответствующей информацией, содержащейся в накладной, в нарушение п. 6 Приказа Минтранса России от 14.10.2015 № 301 (далее — Приказ № 301), поэтому водители признавались виновными в совершении правонарушения по ч. 1 ст. 11.29 КоАП РФ (штраф — 100 000 рублей), а предъявленные поручения – «недействительными».
Такая негативная практика сложилась на СКП-1 (Тверь), расположенном на 225 км а/д М-9 «Балтия». Но в ближайшем будущем не исключен аналогичный подход и на других пунктах транспортного контроля.
При этом многие иностранные перевозчики с 2016 года и по настоящее время продолжают совершать международные автомобильные перевозки с Поручениями, оформленными таким же образом, как признанные «недействительными», но на других пунктах контроля такие Поручения принимаются и признаются оформленными в соответствии с действующими российскими правилами. В свою очередь водители иностранных перевозчиков, имеющие на борту транспортного средства такие Поручения, в любой момент рискуют быть привлеченными к административной ответственности по такому же аналогичному основанию.
Для того чтобы понять, правомерно ли водители привлекаются к ответственности, рассмотрим эту ситуацию на одном из примеров.
Но прежде необходимо напомнить положения самого нормативно-правого акта и разъяснения Минтранса России, регламентирующие и поясняющие правила заполнения Поручения.
Так, в соответствии с положениями Приказа № 301 Поручение должно быть подписано грузоотправителем или грузополучателем (п. 3 Приказа № 301).
При этом в соответствии с пунктом 5 Приказа № 301 поручение должно быть оформлено письменно, заверено печатью и подписью с указанием фамилии подписавшего, а также содержать следующую информацию:
- маршрут перевозки груза;
- наименование и вес груза;
- информацию о грузоотправителе (наименование, адрес, телефон, контактные лица);
- полный адрес места погрузки транспортного средства.
Согласно п. 6 Приказа № 301 информация, содержащаяся в поручении, должна совпадать с соответствующей информацией, содержащейся в накладной.
В соответствии с разъяснениями Министерства транспорта Российской Федерации, изложенными в пунктах 9 и 12 письма № 9-1720 от 30.12.2016, грузоотправителем при перевозке груза третьего государства может считаться только лицо, относящееся к третьему государству, отличному от государства погрузки транспортного средства, государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика.
Поэтому «литовский, латвийский, эстонский и т.п.» склад, на котором производится погрузка груза в транспортное средство не может считаться грузоотправителем, а также выдать и подписать поручение иностранному перевозчику.
Теперь вернемся к рассматриваемому случаю с «недействительным» Поручением.
CMR эстонского перевозчика была заполнена следующим образом:
- В 1 графе CMR указан грузоотправитель из Эстонии (его адрес) по поручению грузоотправителя из Германии (его адрес);
- Во 2 графе CMR указан грузополучатель из России (его адрес);
- В 3 графе CMR указано место разгрузки – Россия;
- В 4 графе CMR указано место погрузки – Эстония;
- В 16 и 23 графах CMR указан эстонский перевозчик;
- В 21 графе CMR указано место ее составления – Эстония;
- В 22 графе CMR указана подпись и штамп эстонского грузоотправителя.
В свою очередь, в «недействительном» Поручении указана следующая информация:
- в пункте «маршрут перевозки груза» указано «Эстония-Россия»;
- в пункте «грузоотправитель» указаны наименование, адрес, телефон, контактное лицо грузоотправителя из Германии;
- в пункте «полный адрес места погрузки транспортного средства» указано «Эстония»;
- в пункте «наименование и вес груза» информация полностью соответствует информации из CMR;
- поручение оформлено письменно, заверено печатью и подписью с указанием фамилии представителя грузоотправителя из Германии;
- дополнительно в Поручение включен отдельный пункт «ответственный за погрузку», содержащий печать, подпись, фамилию, контактные данные представителя эстонского грузоотправителя, указанного в графах 1 и 22 CMR.
Таким образом, Поручение и CMR составлены полностью в соответствии с положениями Приказа № 301 и Разъяснениями Минтранса России.
Но теперь оказывается, что это не так!
Транспортный инспектор на СКП-1 (Тверь) посчитал, что поручение составлено неправильно, так как в графах 1 и 22 CMR в качестве грузоотправителя указан грузоотправитель из Эстонии, поэтому, по его мнению, в Поручении в пункте «грузоотправитель» должна быть указана информация об эстонском грузоотправителе, а в данном «недействительном» Поручении указана информация о грузоотправителе из Германии. Таким образом, поскольку информация, содержащаяся в Поручении, не совпадает с соответствующей информацией, содержащейся в накладной, то такое Поручение признается «недействительным» или неправильно составленным на основании положений п. 6 Приказа № 301.
О том, что возможна именно такая интерпретации Закона, мы предупреждали перевозчиков с 2016 года на наших семинарах, вебинарах и при личных консультациях, а также рекомендовали в Поручении указывать информацию о двух грузоотправителях, но, к сожалению, не все перевозчики нас услышали и не восприняли эту информацию как сигнал к действию.
Подводя итог, как и ранее, рекомендуем иностранным перевозчикам при оформлении Поручения в графе «грузоотправитель» помимо информации о грузоотправителе из третьего государства указывать в нем информацию о грузоотправителе из страны погрузки, который прописан в графах 1 и 22 CMR.
Ждем новых сюрпризов от сотрудников Ространснадзора!
P.S.: Кстати, у ассоциаций международных перевозчиков и министерств транспорта иностранных государств теперь появился повод обсудить данный вопрос на совместных рабочих встречах с Минтрансом России.
Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Удачи на дорогах!
Владимир Мальгин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 03.09.2019
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?