О проблеме с ввозом в Россию лизинговых транспортных средств
С 04 сентября 2018 года в России вступил в силу новый Федеральный закон «О таможенном регулировании». Для справки, такой закон принимается каждым государством – членом ЕАЭС в целях урегулирования правоотношений, которые не затронуты Таможенным кодексом ЕАЭС.
Помимо нововведений, которые обсуждались задолго до принятия нового закона, начало его практического применения ознаменовалось новой проблемой, о возникновении которой никто не догадывался ранее. Оказалось, что с 04 сентября 2018 года большинство владельцев иностранных транспортных средств, которые принадлежат на праве собственности банкам и лизинговым компаниям, не могут беспрепятственно ввезти их на территорию России.
По многочисленным обращениям разберемся в сложившейся ситуации.
Основной причиной возникшей проблемы явились положения части 5 статьи 193 нового закона. В приведенной норме говориться о том, что физическое лицо, не имеющее постоянного места жительства в государстве – члене Таможенного союза, при временном ввозе иностранного транспортного средства для личного пользования обязано представить обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении ввозимого транспортного средства, если оно принадлежит на праве собственности лицу, в собственности которого уже находятся транспортные средства для личного пользования, ранее ввезенные на таможенную территорию Союза и находящиеся под таможенным контролем.
Говоря простыми словами, новым Законом о таможенном регулировании установлено правило, согласно которому на территорию России без предоставления обеспечения может ввозиться только одно транспортное средство на каждого собственника.
В целом, логика указанной нормы понятна. Она принята в целях борьбы с временно ввозимым иностранным транспортом, который в последующем не вывозится и «растворяется» на территории ЕАЭС. Приведенная норма дополняет норму, согласно которой физическое лицо может одновременно беспрепятственно ввезти на свое имя только одного транспортное средство для личного пользования. Беспрепятственный ввоз второго и последующего транспортного средства для личного пользования возможен только после вывоза ранее ввезенного.
Однако применительно к рассматриваемой ситуации напрашивается вывод о том, что, принимая указанную норму, законодатель попросту не учел, что в странах Европейского союза большое количество автомобилей для личного пользования приобретаются по договору лизинга, то есть при этом de jure находятся в собственности банков и лизинговых компаний. Соответственно, беспрепятственный ввоз таких транспортных средств по новому Закону о таможенном регулировании становится проблематичным.
В ответ на многочисленные возмущенные обращения иностранных граждан и СМИ по факту сложившейся ситуации, таможенные органы РФ на своих информационных ресурсах сообщили, что права иностранных граждан в сложившейся ситуации не нарушаются, а должностные лица на местах действуют во исполнение закона. Однако есть основания полагать, что в ближайшее время ситуация может (и должна) измениться, и в отношении иностранных лизинговых транспортных средств будут введены послабления.
В заключение, важно отметить следующее.
Во-первых, указанные нововведения распространяются только на транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, и не распространяются на коммерческий транспорт, поскольку последний ввозится в режиме ТСМП (транспортное средство международной перевозки).
Во-вторых, описанная ситуация актуальна только для ввоза транспортных средств для личного пользования на территорию ЕАЭС через внешнюю границу РФ. Ввоз транспортных средств через территорию других государств – членов ЕАЭС осуществляется по старым правилам.
О том, как можно легально ввезти на территорию РФ транспортное средство для личного пользования, находящееся в лизинге, мы расскажем в следующей публикации.
Удачи на дорогах России!
Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и В Контакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Иванов Дмитрий
Главный юрист, Партнер
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 11.09.2018
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?