Обзор судебной практики споров международных перевозчиков с Ространснадзором за 9 месяцев 2023 года
Продолжаем обзор принятых решений сотрудниками Ространснадзора в отношении перевозчиков при совершении ими международных автомобильных перевозок.
Водители европейских перевозчиков в течение 2023 года часто привлекались к административной ответственности за порожнюю поездку по территории России на основании ч. 1 ст. 11.29 КоАП РФ (нарушение положений пунктов 6 и 7 Условий осуществления международных автомобильных перевозок грузов, при соблюдении которых не применяется запрет, установленный пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.09.2022 № 1728 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 29 сентября 2022 г. № 681 «О некоторых вопросах осуществления международных автомобильных перевозок грузов» (далее, — Постановление от 30.09.2022 № 1728) в следующих случаях):
— иностранный перевозчик перевозил груз, запрещенный к перевозке с кодом ТН ВЭД 8474, из Латвии в Россию и разгрузил его на складе временного хранения (зоне таможенного контроля) (далее — СВХ/ЗТК). На обратном пути возвращался на порожнем транспортном средстве в сторону государственной границы Российской Федерации и был привлечен к административной ответственности с назначением штрафа в размере 100 000 рублей за то, что в CMR-накладной был указан регистрационный номер российского транспортного средства, принадлежащего перевозчику, сведения о котором отсутствуют в реестре российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок;
— иностранный перевозчик перемещал груз, запрещенный к перевозке с кодом ТН ВЭД 8413, из Эстонии в Россию и разгрузил его на СВХ/ЗТК. На обратном пути возвращался на порожнем транспортном средстве в сторону государственной границы Российской Федерации и был привлечен к административной ответственности с назначением штрафа в размере 100 000 рублей за то, что в CMR-накладной отсутствовали сведения о регистрационном номере российского или белорусского транспортного средства, на которое был перегружен груз, ранее перевозимый этим иностранным перевозчиком.
В указанных случаях водители иностранного перевозчика привлекались к административной ответственности должностными лицами ТОГАДН по Псковской области Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу (далее, — транспортная инспекция).
Должностные лица транспортной инспекции, привлекая к административной ответственности данных водителей по указанным обстоятельствам, считали, что последние нарушают положения п. 6 и п. 7 Условий осуществления международных автомобильных перевозок грузов, при соблюдении которых не применяется запрет (далее, — Условия), установленных пунктом 1 Постановления от 30.09.2022 № 1728.
В пункте 6 Условий указано, что: Перегрузка товаров из грузовых транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в грузовые транспортные средства, принадлежащие перевозчикам, включенным в реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок (далее, — российские перевозчики), и имеющим иностранное разрешение любого государства, по территории которого осуществлялась международная автомобильная перевозка грузов, или в грузовые транспортные средства, принадлежащие перевозчикам, зарегистрированным на территории Республики Беларусь и имеющим предусмотренное законодательством Российской Федерации разовое разрешение на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства (далее — белорусские перевозчики), либо перегрузка товаров из грузовых транспортных средств, принадлежащих российским перевозчикам, имеющим иностранное разрешение любого государства, по территории которого будет осуществляться международная автомобильная перевозка грузов, или из грузовых транспортных средств, принадлежащих белорусским перевозчикам, в грузовые транспортные средства, принадлежащие иностранным перевозчикам, выполняется в зонах таможенного контроля, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, включенных в перечень согласно приложению N 2.
В пункте 7 Условий указано, что: При осуществлении перевозок самоходными транспортными средствами с прицепами или полуприцепами замена самоходных транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, на самоходные транспортные средства, принадлежащие российским перевозчикам, имеющим иностранное разрешение любого государства, по территории которого осуществлялась международная автомобильная перевозка грузов, или белорусским перевозчикам, либо замена самоходных транспортных средств, принадлежащих российским перевозчикам, имеющим иностранное разрешение любого государства, по территории которого будет осуществляться международная автомобильная перевозка грузов, или белорусским перевозчикам, на самоходные транспортные средства, принадлежащие иностранным перевозчикам, выполняется в зонах таможенного контроля, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, включенных в перечень, предусмотренный приложением N 2 к настоящему документу.
Проще говоря, сотрудники транспортной инспекции при привлечении водителей к административной ответственности считают, что иностранные перевозчики обязаны просить и требовать у сотрудников СВХ/ЗТК проставление в CMR-накладной номера транспортного средства российского перевозчика, имеющего допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок, и иностранное разрешение для осуществления МАП, или номера транспортного средства белорусского перевозчика, имеющего соответствующее российское разрешение для осуществления МАП.
При этом без проставления таких отметок о номере т/с в CMR-накладной иностранный перевозчик (водитель) не имеет право убывать на своем транспортном средстве с территории СВХ/ЗТК.
То есть, сотрудники псковской транспортной инспекции придумали для иностранных водителей и перевозчиков новые обязанности и права:
— проставлять или заставлять проставлять в CMR-накладных необходимые отметки о номерах транспортных средств;
— проверять российских перевозчиков на то, имеют ли они допуск к осуществлению международных автомобильных перевозок;
— требовать от сотрудников СВХ проставления соответствующих отметок в CMR-накладных;
— требовать у российских и белорусских перевозчиков предъявления им соответствующих бланков разрешений на осуществление МАП.
Прискорбно то, что с такой позицией сотрудников псковской транспортной инспекции согласились некоторые судьи Псковского городского суда (первая судебная инстанция) и Псковского областного суда (вторая судебная инстанция), а значит, изменить подход судов к правильному толкованию российских нормативно-правовых актов, регулирующих совершение перевозчиками международных автомобильных перевозок грузов, будет достаточно сложно.
При этом мы считаем такой подход к толкованию положений п. 6 и п. 7 Условий, при соблюдении которых не применяется запрет, установленных пунктом 1 Постановления от 30.09.2022 № 1728, в корне неверным по следующим основаниям.
Ни в одном российском нормативно-правовом акте, регулирующем совершение международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации, не установлена обязанность для иностранного водителя (иностранного перевозчика) указывать в CMR-накладных регистрационные номера российского или белорусского транспортного средства, на которое будет перегружен ранее им перевозимый груз, перед выездом из зоны таможенного контроля на порожнем транспортном средстве или право требовать, чтобы кто-то такую отметку проставил в CMR-накладной.
В основном российском нормативно-правовом акте — Федеральном законе от 24.06.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», определяющем обязанности водителей (перевозчиков), указана следующая обязанность иностранного перевозчика (в остальных подзаконных актах эта обязанность только повторяется), (в статье 2):
— разрешения, международные товарно-транспортные накладные и другие документы, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения и законодательством Российской Федерации требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны быть заполнены иностранным перевозчиком до въезда транспортного средства на территорию Российской Федерации, находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов;
— в случае получения водителем транспортного средства уведомления от уполномоченного органа транспортного контроля (надзора) другого государства — члена Таможенного союза указанное уведомление должно быть предъявлено должностному лицу уполномоченного федерального органа исполнительной власти для проставления отметки об устранении нарушения;
— водитель транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, обязан:
в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации предъявить должностному лицу уполномоченного федерального органа исполнительной власти российское разрешение и (или) специальное разовое разрешение на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства для проставления отметки о въезде транспортного средства на территорию Российской Федерации либо о его выезде с территории Российской Федерации, а также в установленных случаях получить или сдать учетный талон или карту международного маршрута регулярных перевозок;
в ближайшем к Государственной границе Российской Федерации и маршруту перевозки стационарном или передвижном контрольном пункте при выполнении перевозки через белорусский или казахстанский участок внешней границы Таможенного союза предъявить должностному лицу уполномоченного федерального органа исполнительной власти российское разрешение и (или) специальное разовое разрешение на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства для проставления отметки о въезде транспортного средства на территорию Российской Федерации, либо о его выезде с территории Российской Федерации или карту международного маршрута регулярных перевозок.
Как видим, в указанном нормативно-правовом акте, «придуманной» сотрудниками псковской транспортной инспекции обязанности для водителей и перевозчиков не имеется, а привлекаются водители по надуманным обстоятельствам только для выполнения установленных показателей по взысканию административных штрафов!
При этом важно знать, что привлечение водителей к административной ответственности является незаконным, даже в случае, если позиция транспортной инспекции была бы верна! Ведь действия водителей по разгрузке груза на установленных СВХ/ЗТК и дальнейшее следование порожних транспортных средств с территории России не причиняет никакого вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причиняет имущественного ущерба Российской Федерации!
РЕЗЮМЕ: Пока не будет изменен подход к толкованию судами вышеуказанных положений нормативного акта, водителям необходимо перед выездом с СВХ/ЗТК проставлять в CMR-накладных регистрационные номера российского или белорусского транспортного средства, принадлежащих перевозчикам, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок и перевозчикам, имеющим соответствующее разрешение на совершение МАП.
На основании изложенного, рекомендуем перевозчикам и их водителям учитывать позицию российских административных органов и судов при организации международных автомобильных перевозок грузов по территории Российской Федерации и аргументировать свою правоту с учётом объективной позиции, сформулированной выше, а также обращаться за помощью к компетентным юристам, чтобы не проигрывать суды при отсутствии нарушений со стороны водителя.
При возникновении сложностей по вопросу обжалования постановлений транспортной инспекции вы всегда можете обратиться к компетентным юристам за помощью по защите своих прав и законных интересов.
Заявки на оформление полиса ОСАГО и других страховых продуктов направляйте в what’s app +37125670347 или на info@urvest.ru.
Для поиска грузов подписывайтесь на наш телеграм-канал Биржа грузоперевозок «URVEST».
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Для оформления электронных сопроводительных документов на вывоз древесины из Беларуси и других стран ЕАЭС обращайтесь к нашим специалистам.
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграм-канал «URVEST Пропуск МКАД»
Удачи на дорогах!
Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 19.09.2023
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?