Оформление QR-кода при транзитной перевозке лесоматериалов c применением электронной навигационной пломбы
Текущий год оказался насыщенным в части нововведений, затрагивающих оборот древесины, и особенно «неоднозначным» в вопросах применения законодательных актов, регулирующих контроль перевозки древесины. Мало того, что 2024 год начался с сомнительного «сюрприза» в части пересечения российско-белорусского участка государственной границы гражданами третьих стран, так уже совсем скоро грядет перестройка лесной системы ЛесЕГАИС на новую электронную платформу по окончании 2024 года.
Помимо известных нововведений, контролирующие органы удивляют своим профессионализмом и отрабатывают его на ни в чем не подозревающих добросовестных участниках внешнеэкономической деятельности, в том числе на экспортерах лесоматериалов.
В этот раз мы смогли взглянуть на уже известные нам истины лесного законодательства по-новому, о чем и Вам поведаем. В нашей публикации мы подробно расскажем о том, как применять старые правила по-новому, пока суровый инспектор таможенных органов или транспортной инспекции сам не «нанес удар» по вашей древесине, которая «всегда так перевозилась, и ничего не было».
Но наша цель не напугать или огорчить наших читателей, а предупредить о важных особенностях перевозки, чтобы участники ВЭД правильно и вовремя могли организовать транспортировку древесины и достойно предстать перед безгрешным инспектором.
При ввозе лесоматериалов в Россию, перевозчики, осуществляющие транспортировку древесины с применением электронной навигационной пломбы (ЭНП) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.2023 № 150 «О проведении эксперимента по применению навигационных пломб в отношении лесоматериалов и продукции деревообработки, помещенных под таможенную процедуру экспорта в Республике Беларусь, перемещаемых по территории Российской Федерации автомобильным транспортом в целях последующего убытия с территории Евразийского экономического союза» (далее — Постановление Правительства РФ от 02.02.2023 № 150), стали сталкиваться с требованием таможенных органов РФ о предоставлении электронного сопроводительного документа (далее — ЭСД) на перевозку древесины.
Возмущению и удивлению не было предела, ведь «раньше так ездили всегда без проблем» — железобетонно аргументируют перевозчики! Возникает много вопросов, на которые нет ответов даже у инспектора, который ошарашил новыми требованиями. Но не всегда инспектор может внятно обосновать свои требования, которые просто довели до него, поэтому он точно знает, что так надо, а почему – «мы тут на границе не консультируем»!
Какие нововведения затронули порядок транзитной перевозки пиломатериалов?
Нормативно-правовые акты, регламентирующие требования оформления электронного сопроводительного документа остались прежними, а контролирующие органы обоснованно требуют каждую партию пиломатериалов сопровождать ЭСД, даже при использовании навигационной пломбы.
Чтобы разобраться в ситуации, обратимся к положениям основополагающей статьи 50.4 Лесного кодекса Российской Федерации, в которой определено, что транспортировка древесины любым видом транспорта допускается после формирования в государственном лесном реестре или с помощью специализированного программного обеспечения электронного сопроводительного документа.
Данное требование распространяется на позиции товаров ТН ВЭД ЕАЭС 4401, 4403, 4406, 4407 согласно Распоряжению Правительства РФ от 13.06.2014 № 1047-р.
Единственные исключения установлены статьей 50.4 п.3 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении транспортировки древесины:
1) заготовленной гражданами для собственных нужд;
2) лицом, приобретшим право собственности на древесину в связи с использованием лесов по основанию, предусмотренному настоящим Кодексом, если совершение таких операций осуществляется в границах лесосеки;
3) в объеме до 10 кубических метров в случае приобретения на розничном рынке или в организации розничной торговли.
Изучив требования Лесного кодекса РФ и исключения из данных требований, можно сделать вывод о том, что формировать электронный сопроводительный документ необходимо для перевозки любой товарной партии древесины позиций товаров ТН ВЭД ЕАЭС 4401, 4403, 4406, 4407 за исключением трех вышеуказанных случаев. Поэтому важно отметить, что иных оснований, предоставляющих право перевозить лесоматериалы указанных видов по территории Российской Федерации без сформированного ЭСД (QR-кода) не установлено.
Рассмотрим два важных законодательных документа, которые помогут разобраться с возникшей ситуацией, и понять, почему таможенные органы требуют предоставить ЭСД при ввозе древесины, которая транспортируется с применением электронной навигационной пломбы (далее – ЭНП).
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 N 2552 утвержден перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые допускается пересекать государственную границу РФ с оформленным ЭСД (QR-кодом) при перевозке вышеупомянутых видов древесины.
Данное Постановление Правительства не устанавливает требований обязательного формирования ЭСД (QR-кода) для транспортировки лесоматериалов, а лишь только утверждает список пограничных пунктов пропуска, через которые разрешается перевозка древесины в сопровождении ЭСД (QR-кода).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2023 г. N 150 «О проведении эксперимента по применению навигационных пломб в отношении лесоматериалов и продукции деревообработки, помещенных под таможенную процедуру экспорта в Республике Белоруссия, перемещаемых по территории Российской Федерации автомобильным транспортом в целях последующего убытия с территории Евразийского экономического союза» утвержден перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые допускается пересекать государственную границу РФ с использованием электронной навигационной пломбы.
Аналогично данное Постановление Правительства не устанавливает обязательного требования использования ЭНП для транспортировки лесоматериалов, а лишь только в качестве эксперимента регламентирует правила перевозки древесины с использованием навигационных пломб, что допустимо только на добровольной основе, а также утверждает список пунктов пропуска через государственную границу, где разрешается перевозка древесины с применением ЭНП.
Важно обратить внимание, что в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2023 г. N 150 установлено, что на перевозки, осуществляемые в рамках эксперимента, не распространяются требования постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N 2552 «О порядке перевозки отдельных видов древесины и (или) продукции ее переработки грузовым автомобильным транспортом и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Что же это значит? Часто ответственные за логистику лица не торопятся разбираться, заказывая электронную пломбу, ошибочно полагая, что дорогостоящая навигационная пломба избавляет их от необходимости формировать электронный сопроводительный документ (QR-код), о чём им всё чаще стали напоминать представители государственных органов, порой в письменном виде в акте фиксации нарушений.
Ответ на вопрос находится в тексте вышеуказанных двух Постановлений Правительства. Так, формулировка в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2023 г. N 150 «на перевозки, осуществляемые в рамках эксперимента, не распространяются требования постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N 2552» означает право не соблюдать маршрут перевозки через установленные пункты пропуска, указанные в электронном сопроводительном документе при использовании ЭНП. Но не освобождает от обязанности формирования ЭСД (QR-кода), так как Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 г. N 2552 обязывает только лишь перевозить древесину через определенные пункты пропуска, которые указываются в ЭСД, тогда как само требование формировать ЭСД на перевозку древесины установлено статьей 50.4 п.3 Лесного кодекса Российской Федерации, и перевозка древесины в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2023 г. N 150 не отменяет требования Лесного кодекса о необходимости формировать ЭСД (QR-код) на перевозимую древесину.
Таким образом, формировать электронный сопроводительный документ обязательно (QR-код) на каждую перевозку лесоматериалов позиции товаров ТН ВЭД ЕАЭС 4401, 4403, 4406, 4407 при транспортировке любым видом транспорта, а применение навигационной пломбы не освобождает от обязанности формирования ЭСД (QR-кода). Перевозка древесины с установленной на грузовом отделении транспортного средства навигационной пломбой дополнительно должна сопровождаться сформированным ЭСД (QR-кодом).
Наши специалисты помогут подробнее разобраться в данных и иных вопросах, а также правильно оформить электронный сопроводительный документ для вашей перевозки лесоматериалов.
Для оформления ЭСД, а также уточнения сопутствующих вопросов обращайтесь к нашим специалистам. Заявки направляйте в WhatsApp +79113629121 или на info@urvest.ru.
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграм-канал «URVEST Пропуск МКАД».
Заявки на оформление полиса ОСАГО на лучших условиях направляйте в WhatsApp +79113629121 или на info@urvest.ru.
Для поиска грузов подписывайтесь на наш телеграм-канал Биржа грузоперевозок «URVEST».
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Удачи на дорогах!
Екатерина Кретова
Заместитель генерального директора
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 10.09.2024
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?