Порядок пересечения российско-белорусского участка госграницы при экспорте древесины в 2024 году
С наступлением весеннего тепла, едва только спадают морозы, оживляются процессы поставок древесины после окончания заготовительного периода. Готовясь к новым перевозкам, важно держать руку на пульсе, чтобы предусмотреть нововведения в области динамично меняющегося законодательства, вовремя адаптироваться и продумать логистику и не ждать сюрпризов в пути следования. А ведь без них не обошлось с начала 2024 года! Именно о «подарках» законодательства экспортерам древесины Беларуси мы и расскажем вам в нашей новой публикации.
Важные изменения, которые не оставили равнодушными почти никого из тех, кто заинтересован в транспортировке не только лесоматериалов, но и в целом в перевозках любых грузов, коснулись порядка пересечения границы Российской Федерации с Республикой Беларусь.
Первопроходцы, прочувствовавшие нововведения, не сразу смогли сориентироваться, почему им было отказано в пересечении границы, ведь, как говорится, «всегда так ездили и проблем не возникало». Возможно, ситуация действительно сложилась запутанная, а подробно разъяснить, с чем связаны новые правила и причину отказа в пропуске никто из должностных лиц не потрудился.
Но не всех перевозчиков затронуло нововведение, а лишь только лиц, чьё гражданство отличное от Российского и Белорусского. Простыми словами, граница России и Беларуси не предусмотрена для того, чтобы её пересекали граждане иных (третьих) стран. Об этом было известно и ранее, но фактически данным положением стали руководствоваться и начали применять только с наступлением 2024 года.
Данное положение подтверждается разъяснениями ФСБ России от 10 ноября 2017 г. «Разъяснение порядка пересечения государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» со ссылкой на статью 4 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (Минск, 21 февраля 1995 г.), где говорится о том, что режим въезда, выезда и пребывания граждан третьих стран на их территориях до настоящего времени Российской Федерацией и Республикой Беларусь в полной мере не согласован. До окончательного урегулирования указанного вопроса пересечение российско-белорусской государственной границы всеми категориями граждан третьих стран, независимо от наличия разрешения на постоянное или временное проживание на территории России и Беларуси, с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта будет являться нарушением установленного международными нормами порядка пересечения государственной границы Российской Федерации.
Такие новости, конечно же, порождают массу вопросов, оставляя осадок негодования, но ответ на них поступает от уполномоченных лиц пустой и формальный. Остаётся только приспосабливаться к новым правилам и искать законное решение в сложившейся ситуации.
Такие ограничения распространяются при пересечении сухопутной границы (автомобильным и железнодорожным транспортом), тогда как для граждан третьих стран возможно пересечение российско-белорусской государственной границы с использованием прямых рейсов воздушного транспорта между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Все авиарейсы, выполняемые между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, переведены в международные сектора российских аэропортов и в отношении воздушных судов, а также пассажиров, прибывающих из Республики Беларусь и убывающих в обратном направлении, осуществляется пограничный контроль.
На фоне данной ситуации по итогам проведенных консультаций МИД Беларуси с МИД России достигнута важная договоренность, по результатам которой c 12 января 2024 г. согласовано пересечение российско-белорусского участка госграницы водителями грузовых автотранспортных средств, которые перевозят международные грузы и являются гражданами государств – участников СНГ, Ирана, Китая и Турции, через стационарный контрольный пункт «Лобок» на участке пути автомобильного сообщения «Езерище-Невель» (М20 Киев-Санкт-Петербург).
Учитывая то, что экспортеры древесины из Беларуси для транспортировки товара нередко пользуются услугами международных перевозчиков Турции, Узбекистана, Грузии, Таджикистана, Казахстана, Киргизии и иных стран Средней Азии, водителями грузовых автотранспортных средств, как правило, являются граждане этих же государств. В таком случае вышеописанные нововведения создают для таких перевозчиков серьёзные трудности при пересечении российско-белорусского участка госграницы.
Напомним, что транспортировка древесины транзитом через территорию России в обязательном порядке осуществляется с использованием одного из двух способов контроля её перевозки: с применением оформленного электронного сопроводительного документа (QR-кода) либо с использованием электронной навигационной пломбы (ЭНП).
Одновременно с данными требованиями при перевозке древесины с использованием электронного сопроводительного документа (QR-кода), Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 N 2552 утвержден единственный пункт пропуска на российско-белорусском участке госграницы «Красная горка».
Перевозка древесины (позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС) по территории России с использованием электронной навигационной пломбы (ЭНП) регламентируется Постановлением Правительства РФ от 02 февраля 2023 г. N 150, в которое 31 января 2024 г. были внесены изменения и расширен перечень контрольных пунктов пропуска на границе, а именно утвержден еще один пункт пропуска, через который разрешено перемещать пиломатериалы для транзитных перевозок через территорию России — «Лобок» на участке пути автомобильного сообщения «Езерище-Невель» (М20 Киев-Санкт-Петербург).
Просчитывая особенности логистики и транзитного проезда в третьи страны, международная перевозка через столь отдалённый пункт пропуска может показаться участникам ВЭД не совсем удобным способом, влекущим дополнительные финансовые и временные затраты.
Так как же теперь можно перевозить пиломатериалы из Республики Беларусь в третьи страны? Учитывая последние изменения в законодательных актах и правилах перемещения лиц и грузов через российско-белорусский участок госграницы, перевозка пиломатериалов возможна следующими способами:
— для водителей грузовых автотранспортных средств, если они являются гражданами России или Беларуси, перевозка пиломатериалов разрешена в любом пункте пропуска через российско-белорусский участок госграницы (при использовании ЭСД (QR-кода) через «Красную горку», при использовании ЭНП через пункты пропуска «Красное», «Рудня», «Красный Камень», «Лобок»);
— для водителей — граждан третьих стран (СНГ, Ирана, Китая и Турции) возможно пересекать российско-белорусский участок госграницы только на пункте пропуска «Лобок» на участке пути автомобильного сообщения «Езерище-Невель» (М20 Киев-Санкт-Петербург).
Пиломатериалы там пропускают только при наличии электронной навигационной пломбы (ЭНП) на грузовом отделении транспортного средства. На сегодняшний день в состав СНГ входят десять государств: Россия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
Граждане других государств, например Грузии, Литвы и т.д., не могут пересекать сухопутный российско-белорусский участок госграницы.
Таким образом, если планируется перевозка пиломатериалов с использованием ЭСД (QR-кода) через «Красную горку», экспортеры древесины и перевозчики третьих стран могут нанимать водителей — граждан России и Беларуси для перемещения транспортных средств с товаром через российско-белорусский участок госграницы, так как государственная принадлежность регистрационных знаков транспортного средства или фирмы перевозчика не имеет значения, ограничения распространяются только на принадлежность гражданства лица, пересекающего границу (водителя).
Граждане третьих стран могут пересекать границу Российской Федерации с Республикой Беларусь:
а) в пункте пропуска «Лобок» на участке пути автомобильного сообщения «Езерище-Невель» (М20 Киев-Санкт-Петербург) – граждане стран СНГ, Ирана, Китая и Турции;
б) прямыми рейсами воздушного транспорта, так как в отношении пассажиров, прибывающих из Республики Беларусь и убывающих в обратном направлении, в аэропортах осуществляется полноценный пограничный контроль (Разъяснения ФСБ России от 10 ноября 2017 г. “Разъяснение порядка пересечения государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь”) – граждане любых стран.
Если у вас остались вопросы о процедуре и порядке оформления ЭСД (QR-кода) или особенностях пересечения границы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, специалисты нашей фирмы с радостью на них ответят и окажут правовое сопровождение по данному направлению, руководствуясь прежде всего условиями и требованиями нормативно-правовых актов в сфере международных перевозок.
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Заявки на оформление полиса ОСАГО направляйте в what’s app +79113629121 или на info@urvest.ru .
Новые заказы на перевозку грузов без посредников получайте в нашем телеграм-канале Биржа грузоперевозок «URVEST».
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграм-канал «URVEST Пропуск МКАД».
Удачи в бизнесе!
Екатерина Кретова
Заместитель генерального директора
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 20.02.2024
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?