Практические модели и инструменты внешней торговли между ЕС и РФ в условиях санкций (часть 1: «Введение в тематику»)
Постигшие нас санкционные ограничения, как бы неожиданно это ни звучало, открыли и новые возможности для российских участников ВЭД.
Ощутимое повышение спроса на различную продукцию в странах Европейского Союза (далее по тексту, — ЕС) в условиях сужения предложения и повышения цен на широкую линейку товаров, некоторые из которых уже стали входить в разряд дефицита – диктуют необходимость расширения бизнеса в ЕС (экспорта из третьих стран, в том числе из РФ).
В арсенале профессиональных участников внешней торговли из ЕС нашлись способы работы с ограничениями, порой довольно изящные и творческие. Следует сразу отметить, что все процедуры не выходят за рамки правового поля.
«Спецоперация» на Украине настроила Запад против России. В ответ Европа и США ударили по российской экономике.
Наиболее ощутимыми оказались санкции Евросоюза, так как до «спецоперации» страны альянса были главными торговыми партнерами России. Именно на них приходилось более трети нашего торгового оборота РФ.
Первой реакцией российского бизнеса стала переориентация на Восток. Правда, на подбор подходящих альтернатив уходит не один месяц. Да и не для каждого европейского товара реально найти аналог в Азии. Особенно если речь идет о высокотехнологичной продукции.
Кроме того, несмотря на обещание уйти из России после начала украинского конфликта, большинство западных компаний остаются и продолжают работать в РФ, пишет журналистка Робин Диксон в статье для The Washington Post. По ее словам, исследователи из швейцарского Университета Санкт-Галлена обнаружили, что к марту 2023 года Россию покинули менее 9% западных компаний, имеющих дочерние предприятия в России.
Таким образом, потребность в поставках из ЕС и в Евросоюз остается институционально.
И ещё интересный факт! Неподсанкционные, по большей части потребительские товары по-прежнему поступают из ЕС практически без ограничения.
Более того, по данным РИА, отдельные страны – члены ЕС увеличили товарооборот с Россией, в том числе импорт: Греция и Болгария более чем на 200%, Австрия и Чехия – на 80%. В числе активно поддерживающих торговлю с РФ также Италия, Словения, Венгрия, Бельгия, Кипр.
Как же всё это работает, когда в общем представлении есть мнение об отсутствии перспектив внешней торговли РФ с ЕС?
Перспектива внешнеэкономического сотрудничества сохраняется и имеет локальные точки. Причём существенные!
Даже с учётом закрытия ЕС воздушного пространства для российских самолетов, морской блокады грузов со стороны европейских портов и контейнерных операторов, частичного запрета ЖД-перевозок, мощному удару по автотранспорту (наиболее популярному способу доставки грузов из Европы в РФ) российский бизнес стал адаптироваться.
Часть перевозчиков перерегистрировала свои фуры в странах Средней Азии. Большинство же компаний перестроили логистику через соседние страны: Казахстан, Турцию, ОАЭ, Грузию и Армению.
Правда, удлинение цепочек чревато не только увеличением сроков доставки, но и кратным (в два-три раза) ростом её стоимости из-за дополнительных расходов на логистику и таможенные процедуры в третьих странах.
Однако, существуют и более эффективные решения. И именно эти системные решения, предлагаются со стороны наших европейских компаний в противовес рефлексивным решениям через «фирмы-однодневки».
На чём основана системность предлагаемых решений?
- Непосредственное наличие собственных компаний в ЕС, выступающих в качестве «свободного агента» (это исключает риски в общении с партнёрами в ЕС и США) перед европейскими контрагентами российских участников сделок).
При такой модели российские участники внешней торговли могут проводить экспортно-импортные операции и международные расчёты по сделкам с компаниями в ЕС и США, исключив прямое участие российской компании из сделок и расчетов с иностранными контрагентами, но фактически оставаясь в сделках с ними.
- Фактическое присутствие своими компаниями в Свободных экономических зонах (free-port, free-terminal), исключающее необходимость налоговой регистрации в иностранном государстве и законно проводя операции, ослабляющие или исключающие ограничения, с товаром на территории иностранного государства.
- Осуществление таможенного администрирования перемещаемых по территории ЕС товаров собственным европейским таможенным оператором, имеющим полный статус «Уполномоченного Экономического Оператора» в терминах Таможенного Кодекса ЕС (AEO), что исключает риск избыточного комплаенса, проявляющегося со стороны сторонних логистических операторов ЕС.
P.S.: Избыточный комплаенс — это отказ от сделок, связанных с санкционной юрисдикцией даже тогда, когда они не противоречат режимам ограничительных мер.
- Использование других элементов в структуре построения трансграничных цепочек управления поставками товаров как по экспорту, так и по импорту.
Например, указанный системный подход позволяет минимизировать издержки в поставках модели «косвенного реэкспорта». Эта модель позволяет везти европейский товар напрямую в Россию без завоза в третью страну!
Названные модели не противоречат таможенному законодательству ЕС и РФ и, конечно, уточняются и точно описываются для каждой конкретной поставки.
Справедливости ради, необходимо отметить, что надежность моделей не всегда предсказуема.
Например, перевозчик может отказаться от транспортировки груза или могут возникнуть сложности на границе, если попадется слишком подозрительный таможенник.
Модели косвенного реэкспорта вызывают недоверие и у некоторых стран-посредников. Из-за боязни вторичных санкций они все чаще требуют, чтобы товар, предназначенный для России, физически пересекал их границу и проходил таможенное оформление.
Цепочка и затратная часть удлиняются, и на выходе, конечно, себестоимость кратно растёт. Но и здесь в нашем активе есть оптимальные решения!
Многие участники ВЭД понимают сложившуюся ситуацию, и как решение создают свои компании за рубежом на ключевых точках экспортно-импортных операций, исключая «жадных» контрагентов из цепочек поставок.
Однако, создание и администрирование своих компаний за границей с «нуля» не самая простая история! Её невозможно решить «наскоком», не погружаясь в особенности администрирования компании в каждой стране отдельно, и без фактического присутствия в стране регистрации компании.
Системность нашего подхода к решениям логистических задач на данном этапе позволяет вырабатывать новые решения в ситуации, когда предыдущие решения в определённых условиях не могут работать.
Например, модель косвенного реэкспорта — это локальное, в некотором смысле, частное решение по выходу из сложившейся блокады. Использовать данную модель в промышленных масштабах достаточно сложно из-за большого количества рисков, однако, кто хочет, тот всегда найдёт!
О том, как устроена «кухня» работы российских участников ВЭД с контрагентами в ЕС, как выглядят основные модели работы для экспорта и импорта, а также системный обзор основных санкционных ограничений, принятых EC в отношении Российской Федерации в 2022 — 2023 г.г. смотрите в цикле моих очередных публикаций на сайте www.urvest.ru.
Для получения актуальных решений в сфере импортно-экспортных операций в период санкций, направляйте свои заявки в what’s app +37125670347 или на expert@urvest.ru .
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Новые заказы на перевозку грузов без посредников получайте в нашем телеграмм-канале Биржа грузоперевозок «URVEST».
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграмм-канал «URVEST Пропуск МКАД».
Для оформления электронных сопроводительных документов на вывоз древесины из Беларуси и других стран ЕАЭС обращайтесь к нашим специалистам.
Удачи в Бизнесе!
Сергей Кудрявцев
Директор по развитию Балтийско-Евразийской Палаты Предпринимателей
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Эстонской Республике
Опубликовано 30.05.2023
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?