Практические модели и инструменты внешней торговли между ЕС и РФ в условиях санкций (часть 2: «Обзор санкционных ограничений по ведению внешней торговли с РФ на 2023 год»)

В повседневном общении в среде участников ВЭД достаточно часто упоминаются понятия «санкции», «санкционные ограничения».

Однако, дать чёткое понятие слову «санкции», указанному в документах европейских регуляторов, оказывается, могут дать очень немногие.

У большинства участников ВЭД нет чёткого понимания о том, что из себя представляют «пакеты санкций». Что включает в себя соответствующий пакет санкций, и как они взаимосвязаны? С какого периода начинают действовать санкции, и какие последствия они несут для участников ВЭД?

В большинстве случаев в ответ можно услышать лишь общие фразы.

А почему вообще это важно знать? Что это даёт в практическом плане для реальных международных поставок товаров и оказания международных услуг?

Практика реальной деятельности в международной торговле в условиях санкций показала, что общее представление о санкциях, нечёткое понимание состава «пакетов санкций», нежелание или неумение обращаться к соответствующим нормативным документам при проведении реальных операций с товарами создаёт ситуации, когда уже по факту проведения поставок выясняется, что незначительные нюансы санкционных ограничений влекут за собой остановки в поставках и серьезные правовые последствия.

В таких ситуациях очень часто приходится решать возникшие проблемы в «пожарном» порядке с серьёзными потерями и существенными издержками!

И наоборот, понимание структуры санкционных «пакетов», общей логики развёртывания санкций является сильным инструментом в руках участников ВЭД не только при решении задач текущих поставок, но и при планировании моделей ВЭД, эффективных в ситуациях санкционных ограничений.

Данная публикация представляет собой системный обзор экономических санкций ЕС в отношении РФ, а также предлагает некоторые практические инструменты предварительного анализа поставок с учетом санкционных ограничений.

Итак, начнём по порядку.

Согласно нормативным документам Евросоюза, понятие «санкции» определяется нормативами Общей внешней политики и политики безопасности (Common Foreign and Security Policy — статья 215 Договора о функционировании Европейского союза).

Это:

  1. Запрет на въезд в страны ЕС;
  2. Замораживание активов иностранного государства, физических и юридических лиц, находящихся на территории стран-членов ЕС;
  3. Финансовые ограничения (заморозка активов Центрального банка страны-объекта санкций, запрет на предоставление займов частным банкам и другим юридическим лицам, ограничения на переводы денежных средств и т.д.);
  4. Ограничения на поставки определенных групп товаров и услуг (запрет на поставки вооружений и военной техники; «оборудования, которое может быть использовано полицейскими и карательными органами»; запрет на поставки высокотехнологичных товаров и товаров «двойного назначения» ограничение поставок программного обеспечения; золота, драгоценных металлов и т.д.);
  5. Запрет на импорт определенных видов товаров и услуг (поставки нефти и газа; детали и комплектующие и др.);
  6. Транспортные ограничения и т.д.

Важно знать, что режим ограничительных мер ЕС обязателен к выполнению в рамках ВСЕЙ юрисдикции Евросоюза (на территории государств-членов Союза), а также ВСЕМИ физическими и юридическими лицами — резидентами стран Европейского Союза, включая дочерние предприятия и филиалы в третьих странах.

Евросоюз полагается на национальные правительства как в вопросах соблюдения ограничительных мер, так и в вопросе наказания физических и юридических лиц, нарушающих режимы санкций.

Здесь возможны как крупные денежные штрафы, так и тюремное заключение!

Поскольку ответственность определяется в соответствии с законами каждой из 27 стран-членов Евросоюза, степень наказания может сильно варьироваться от юрисдикции к юрисдикции.

Основной «санкционный» документ – это Регламент Совета ЕС от 31 июля 2014 года №833/2014.

Его положения предусматривают:

  1. Эмбарго на поставку в РФ товаров двойного назначения;
    запрет технической и иной помощи в отношении товаров двойного назначения;
    запрет банкам с государственным участим России (ВТБ, ВЭБ, Россельхозбанк, Газпромбанк и Сбербанк и т.п.) на доступ к рынку долгосрочных (свыше 90 дней) заимствований;
  2. Эмбарго на поставку в РФ оборудования для проектов глубоководной разведки и добычи нефти, в том числе в Арктике, а также оборудования для разведки и добычи сланцевой нефти;
  3. Запрет импорта в Россию отдельных товаров, необходимых для производства удобрений и сельхозпродукции (комплектующих, оборудования и самой сельхозтехники, включая элементы гидравлики и корпусов, радиаторов, коробок передач, оборудования для управления расходом пестицидов; ножей и режущих лезвий для сельхозтехники; керамические желоба, чаны и резервуары, применяемые в сельском хозяйстве, самозагружающиеся прицепы и полуприцепы, а также программное обеспечение для «умных» машин).

САНКЦИОННЫЕ ПАКЕТЫ

ДОКУМЕНТЫ 25 ФЕВРАЛЯ 2022:

Первый пакет — Решение Совета (CFSP) 2022/327, Постановление Совета (EU) 2022/328.

Второй пакет — Решение Совета (CFSP) 2022/329, Постановление Совета (ЕС) 2022/330.

Третий пакет — Решение Совета (CFSP) 2022/331, Исполнительное постановление Совета (EU) 2022/332, Решение Совета (ЕС) 2022/333.

Основное содержание 1-3 пакетов санкций.

Новые меры ограничительного характера распространяются на:

  • финансовый сектор;
  • энергетический и транспортный сектора;
  • товары двойного назначения (перечислены в Постановлении Совета ЕС 2021/821 об установлении единого режима Союза для контроля за экспортом, брокерской деятельностью, технической помощью, транзитом и передачей товаров двойного назначения, вне зависимости от того, были ли данные товары или технологии произведены в ЕС или нет);
  • экспортный контроль и экспортное финансирование;
  • выдачу виз;
  • включение новых российских лиц в санкционные списки;
  • расширение критериев внесения в санкционные списки.

Четвёртый пакет санкций.

ДОКУМЕНТЫ 15 марта 2022:

Положение Совета (ЕС) 2022/428, Исполнительное Положение Совета (ЕС) 2022/427, Постановление Совета (ЕС) 2022/429 Постановление Совета (ЕС) 2022/430.

Основное содержание четвертого пакета.

Введены блокирующие санкции в отношении компаний (Роснефть, Транснефть, Газпром Нефть, Камаз, Ростех, Уралвагонзавод, Совкомфлот и др.).

Сделки с данными компаниями, их дочерними обществами (прямое или косвенное участие более 50%), зарегистрированными за пределами ЕС, а также лицами, действующими от имени или по поручению таких компаний, запрещены.

Запрет не применяется: 

►До 15.05.2022 к сделкам, заключенным до 16.03.2022, и сопутствующих им сделкам;

►К операциям, необходимым для приобретения, импорта или перевозки горючих ископаемых и ряда металлов в ЕС из России/через Россию, а также

►К сделкам, связанным с проектами в энергетике за пределами России с миноритарным участием указанных лиц.

Также, вводится запрет на импорт стальной и железной продукции.

Кроме того, установлен запрет на новые инвестиции в российский энергетический сектор, кроме гражданской атомной энергетики и перевозки определенной продукции в ЕС.

Вводится запрет на экспорт, продажу, передачу оборудования и технологий, указанных в приложении II к Положению Совета (ЕС) 2022/428

Полный список оборудования и технологий смотрите по ссылке:

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32022R0428&from=EN)

Пятый пакет санкций.

ДОКУМЕНТЫ 8 апреля 2022:

Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/578, Положение Совета ЕС (EU) 2022/576,

Положение Совета ЕС (EU) 2022/580, Исполнительное Положение Совета ЕС (EU) 2022/581, Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/582.

Основное содержание пятого пакета.

Среди прочего, так называемый «пятый пакет» санкций подразумевает следующие основные меры:

  1. Запрет на ввоз всех видов российского угля;
  2. Запрет российским судам и судам, управляемым Россией, заходить в порты ЕС. Некоторые исключения будут сделаны для перевозимых грузов из категории товаров первой необходимости, а также продукции сельского хозяйства, продовольствия, гуманитарной помощи и энергоносителей;
  3. Запрет для российских и белорусских операторов автомобильного транспорта;
  4. Запрет на экспорт квантовых компьютеров, полупроводников и транспортного оборудования стоимостью до €10 млрд;
  5. Запрет на экспорт специальных катализаторов для использования в нефтеперерабатывающей промышленности, транспорта и химических веществ, включая авиакеросин и топливные присадки;
  6. Запрет на импорт из России и Белоруссии древесины, цемента, а также морепродуктов и алкоголя стоимостью до €5,5 млрд;
  7. Запрет на участие российских компаний в государственных закупках в странах-участницах ЕС, заключение концессий;
  8. Запрет проведения консультаций и услуг, связанных с трастами и иными подобными институтами, бенефициарами которых являются россияне;
  9. Запрет на группу товаров, от продажи которых Россия получает значительные доходы (удобрения, икра, ракообразные, стекло, свинец и другие) — приложение XXI, последняя редакция «в 6-м пакете» Регламент Совета (ЕС)2022/879 от 3 июня 2022г.

Делегированный Регламент Комиссии (ЕС) 2022/699 от 4 мая 2022г.: России не доступны экспортные разрешения для товаров из категорий «Экспорт после осуществления ремонта и замены», «Временный экспорт для участия в выставках или ярмарках», «Телекоммуникации».

ПЕРЕЧНИ ТОВАРОВ, ПОПАДАЮЩИХ ПОД ОГРАНИЧЕНИЯ РЕГЛАМЕНТА СОВЕТА

(ЕС) № 833/2014 смотрите здесь https://www.tks.ru/files/other/spisok_zapret_tranzit.pdf

Шестой Пакет санкций.

ДОКУМЕНТЫ 3 июня 2022г.:

Исполнительное положение Совета ЕС (EU) 2022/878, Положение Совета ЕС (EU) 2022/879, Положение Совета ЕС (EU) 2022/880, Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/883, Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/884, Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/885.

Основное содержание шестого пакета.

  1. Запрет покупки, импорта или передачи сырой нефти и некоторых нефтепродуктов из России в ЕС (отказ от российской нефти и других продуктов нефтепереработки будет поэтапным: 6 месяцев (для сырой нефти) — 8 месяцев (для других нефтепродуктов), за исключением, поставок через трубопровод);
  2. Запрет страхования и перестрахования морских перевозок нефти в третьи страны;
  3. Отключение от SWIFT следующих банков: Сбербанк, Россельхозбанк, Московский кредитный банк;
  4. Расширение перечня товаров и технологий, экспорт в Россию которых запрещен ввиду того, что они «могут способствовать технологическому совершенствованию и развитию сектора обороны и безопасности России;
  5. Запрет предоставления аудиторских, бухгалтерских услуг, консалтинговых услуг по стратегии ведения бизнеса и GR услуг.

Седьмой пакет санкций.

ДОКУМЕНТЫ 21 июля 2022:

Положение Совета ЕС (EU) 2022/1269, Исполнительное положение Совета ЕС (EU) 2022/1270, Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/1271, Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/1272, Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/1273.

Основное содержание седьмого пакета.

  1. Запрет на покупку, импорт или передачу (прямо или косвенно) золота российского происхождения (включая ювелирные изделия), если оно было экспортировано из России в ЕС или в любую третью страну;
  2. Расширение списка подлежащих обязательному контролю товаров, которые могут способствовать военному и технологическому усилению РФ;
  3. Продление существующего запрета на доступ к портам;
  4. Разрешение предоставления технической помощи России в области авиационных товаров и технологий в той мере, в какой это необходимо для обеспечения технической и производственной деятельности Международной организации гражданской авиации по установлению технических стандартов;
  5. Исключение из запрета на заключение любых сделок с российскими государственными организациями, необходимых для обеспечения доступа к судебным, административным или арбитражным разбирательствам;
  6. Расширение сферы действия запрета на прием депозитов, включая депозиты от юридических лиц, организаций или органов, созданных втретьих странах и принадлежащих, в основном, российским лицам (прием депозитов для целей незапрещенной трансграничной торговли будет осуществляться на основании предварительного разрешения национальных компетентных органов);
  7. Разрешение сделок с сельскохозяйственной продукцией и поставок нефти/нефтепродуктов в третьи страны;
  8. Завершение операций (включая корреспондентские банковские отношения) с ПАО «Сбербанк»;
  9. Введение отступления от санкционного режима, если это необходимо для: предотвращения или смягчения последствий события, которое может оказать серьезное и значительное воздействие на здоровье и безопасность людей или окружающую среду; закупки, импорта или транспортировки сельскохозяйственной и продовольственной продукции, включая пшеницу и удобрения (в отношении некоторых обозначенных банков);
  10. Обязанность для подсанкционных лиц / организаций, которым принадлежат активы в юрисдикции государства-члена, сообщать об этих активах и сотрудничать с компетентным органом в проверке отчетности;
  11. Ужесточение требований по предоставлению отчетности для операторов ЕС.

Восьмой пакет санкций.

ДОКУМЕНТЫ 06 октября 2022:

Постановление Совета (ЕС) 2022/1903, Постановление Совета (ЕС) 2022/1904, Регламент, Совета Евросоюза 2022/1906, Решение Совета (CFSP) 2022/1907, Решение 2022/1908 (CFSP), Решение Совета (CFSP) 2022/1909.

Основное содержание восьмого пакета.

  1. Установление верхнего предела цен на морскую транспортировку российской нефти в третьи страны;
  2. Запрет на экспорт угля, включая коксующийся уголь, некоторых электронных компонентов, которые могут использоваться в российском оружии, технических изделий для авиаотрасли, химических веществ, стрелкового оружия;
  3. Запрет на импорт древесной массы, бумаги, сигарет, пластмасс, косметики, материалов для ювелирной промышленности (драгоценные камни и металлы), текстиля, обуви, кожи, керамики (импортные ограничения затронут продукцию почти на €7 млрд);
  4. Продлен запрет на импорт стальной продукции из РФ;
  5. Запрет на обслуживание криптоактивов граждан и резидентов РФ;
  6. Запрет на предоставление российским компаниям IT, инжиниринговых и юридических услуг;
  7. Запрет на операции с «Российским морским регистром судоходства».

Девятый пакет санкций.

Принят 16 декабря 2022:

Положение Совета ЕС (EU) 2022/24741, Положение Совета ЕС (EU) 2022/2475, Исполнительное положение Совета ЕС (EU) 2022/2476, Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/2477, Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/2478, Решение Совета ЕС (CFSP) 2022/2479.

(https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32022R2474&from=EN)

Основное содержание девятого пакета.

  1. Новые меры экспортного контроля и ограничения на товары и технологии двойного назначения, а также товары и технологии, которые могут способствовать технологическому совершенствованию российского сектора обороны и безопасности;
  2. Запрет на экспорт товаров и технологий авиационной и космической промышленности, включая авиадвигатели и их части;
  3. Запрет на прямой экспорт двигателей для беспилотников в Россию и любую третью страну, которая может поставлять беспилотники в Россию;
  4. Замораживание активов еще двух российских банков (Московский кредитный банк и Дальневосточный банк);
  5. Полный запрет на проведение операций с Всероссийским банком развития регионов;
  6. Запрет на предоставление России услуг ЕС по рекламе, исследованию рынка и опросу общественного мнения, а также услуг по тестированию продукции и техническому контролю;
  7. Запрет на новые инвестиции в российский горнодобывающий сектор, за исключением разработки месторождений и карьеров с использованием определенных видов критического сырья;
  8. Запрет для граждан ЕС занимать любые должности в руководстве российских государственных или подконтрольных им лиц и органах, расположенных на территории России;
  9. Расширение сферы действия запрета на прием депозитов, включая депозиты от юридических лиц, организаций или органов, созданных в третьих странах и принадлежащих, в основном, российским лицам (прием депозитов для целей незапрещенной трансграничной торговли будет осуществляться на основании предварительного разрешения национальных компетентных органов);
  10. Разрешение сделок с сельскохозяйственной продукцией и поставок нефти/нефтепродуктов в третьи страны;
  11. Завершение операций (включая корреспондентские банковские отношения) с ПАО «Сбербанк»;
  12. Введение отступления от санкционного режима, если это необходимо для: предотвращения или смягчения последствий события, которое может оказать серьезное и значительное воздействие на здоровье и безопасность людей или окружающую среду; закупки, импорта или транспортировки сельскохозяйственной и продовольственной продукции, включая пшеницу и удобрения (в отношении некоторых обозначенных банков);
  13. Обязанность для подсанкционных лиц / организаций, которым принадлежат активы в юрисдикции государства-члена, сообщать об этих активах и сотрудничать с компетентным органом в проверке отчетности;
  14. Ужесточение требований по предоставлению отчетности для операторов ЕС.

Десятый пакет санкций.

Принят 25 февраля 2023:

Положение Совета ЕС (EU) 2023/4262, Положение Совета ЕС (EU), 2023/4273, Исполнительное положение Совета ЕС (EU), 2023/4294 Решение Совета ЕС (CFSP) 2023/4345,  Решение Совета ЕС (CFSP) 2023/4326.

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32023R0426&from=EN

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32023R0427&from=EN

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32023R0429&from=EN

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32023D0434&from=ENhttps://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32023D0434&from=EN

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32023D0432&from=EN

Основное содержание десятого пакета.

Дополнительные экспортные запреты в отношении:

  • Стратегически важных товаров двойного назначения и новейших технологий, способствующих повышению военного потенциала и технологического развития РФ (электронные компоненты, используемые в российских системах вооружения (беспилотники, ракеты, вертолеты, иные транспортные средства), специфические редкоземельные металлы и тепловизоры военного назначения);
  • Товаров, которые могут быть перенаправлены для использования в поддержку российских вооруженных сил, в том числе, транспортные средства (тяжелые грузовики и запасные части к ним, полуприцепы и специальные транспортные средства (например, снегоходы)), электрогенераторы, бинокли, радары, компасы, товары для строительства (мосты, конструкции для зданий башенного типа, автопогрузчики, краны), товары, имеющие критическое значение для функционирования и укрепления российского производственного потенциала (электроника, детали машин, насосы, оборудование для обработки металлов), промышленные установки в комплекте, товары, используемые в авиационной промышленности (турбореактивные двигатели);
  • Запрет на ввоз новых электронных компонентов, которые могут использоваться в российских системах вооружения — беспилотниках, ракетах, вертолетах, а также специальные редкоземельные материалы, электронные интегральные схемы и тепловые камеры;
  • Запрещен транзит через Россию товаров и технологий двойного назначения;

Дополнительные запреты на импорт следующих российских высокорентабельных товаров:

  • Битум и сопутствующие материалы, такие как асфальт;
  • Синтетический каучук и технический углерод.

Меры по обеспечению соблюдения санкций и борьбе с обходом санкций:

  • Обязанность по информированию об активах Банка России;
  • Запрет на работу с Российской национальной перестраховочной компанией и Фондом национального благосостояния;
  • Обязанность по информированию о наличии замороженных активов и активов, которые должны быть заморожены, в течение 6 недель с даты внесения лица в санкционный список;
  • Обязанность предварительного информирования о частных рейсах между ЕС и РФ, как прямых, так и через третьи страны.

Иные меры:

  • Запрет на работу российских граждан в руководящих органах компаний государств — членов ЕС, занимающихся развитием объектов критической инфраструктуры;
  • Запрет российским гражданам и организациям использовать хранилища газа в ЕС (за исключением СПГ);
  • Меры по содействию выводу активов из РФ компаниями ЕС;
  • Запрет на транзит товаров двойного назначения и огнестрельного оружия через территорию РФ в третьи страны;
  • В запрет на СМИ были добавлены еще два российских СМИ;

Технические поправки:

  • Поправка, разрешающая предоставление лоцманских услуг, необходимых для обеспечения безопасности мореплавания;
  • Определение термина «импорт» для целей избежания затягивания таможенных процедур.

Санкции США, согласованные с запретами ЕС на ряд товаров, запрещенных к покупке гражданами РФ:

  • Все указанные товары не будут пропущены таможней США и ЕС, в случае если конечным пунктом назначения будет указан населенный пункт в РФ или в РБ.

Полностью запрещены к покупке и пересылке в РФ (в первую очередь при покупках онлайн):

  • Все детали и аксессуары, предназначенные для аудиозаписи, к покупке запрещены полностью. В том числе в этот список попадают любые виды микрофонов, аудиокарт, звуковых карт и т.д.;
  • Запрещены любые проигрыватели, плееры, аудио и видеомагнитофоны и любые устройства, позволяющие воспроизводить контент;
  • Запрещены к покупке процессоры. Любые, для любой техники;
  • Запрещены к покупке любые виды памяти: ОЗУ, HDD, SSD флэш накопители, карты памяти;
  • Запрещены все виды VR очков. То есть новые PS VR2, к сожалению, уже не купить официально за границей;
  • Запрещены к покупке все виды фотоаппаратов и видеокамер. В том числе и экшн-камеры;
  • Запрещены к покупке любые виды тостеров, чайников и кофеварок. Как автоматических, так и ручных;
  • Запрещены к покупке любые устройства для приёма и передачи голоса по радиоканалам. То есть, любые рации, приёмники, радиостанции, SDR приёмники и всё подобное;
  • Запрещены к покупке любые объективы для фототехники и видеотехники.

Разрешено к вывозу из ЕС в РФ товаров, считающихся «предметами роскоши»:

  • Товар для повседневного пользования, стоимость каждого из которых не превышает 300 евро;
  • Бытовая электроника, стоимость одного предмета которой не превышает 750 евро;
  • Аудио-и видеотехника, стоимость одного предмета которой не превышает 1000 евро;
  • Музыкальные инструменты, стоимость которых за единицу не превышает 1500 евро;
  • Мотоциклы, стоимость которых за единицу не превышает 3000 евро;
  • Автомобили, стоимость которых за единицу не превышает 50000 евро;

Запрещено вывозить товары из ЕС в РФ независимо от их стоимости (когда купили офлайн):

  • Живые растения, саженцы, луковицы и др. растительную продукцию;
  • Древесину, фанеру, бумагу, картон, обои;
  • Ткани;
  • Краски, лаки, химикаты;
  • Пластиковые изделия, например окна, двери и т.д.;
  • Оборудование, строительные материалы;
  • Банкноты евро (EUR) и банкноты государств-членов ЕС (уточнение – разрешено для личного пользования к месту прибытия).

Одиннадцатый пакет санкций. Не принят. Находится в разработке.

Основные тенденции 11 пакета санкций.

Ключевые претензии предъявят «третьим странам», помогающим РФ и РБ обходить уже установленные ограничения.

  • Основной «удар» – на импортеров, скупающих энергоресурсы РФ по ценам, выше введенного ЕС «потолка» (например: 60 долларов США за баррель для нефти);
  • Действия Еврокомиссии — новый санкционный пакет будет направлен не на экономическое противостояние с РФ, а на борьбу с обходом действующих ограничений. Так называемое «агрессивное предотвращение» обхода санкций против России, в том числе и со стороны третьих стран;
  • Начиная с 11-го пакета, Запад усиливает натиск уже объявленных антироссийских санкций, осуществляя переход к долговременному и планомерному выполнению уже утвержденных мер;
  • Гораздо более масштабный контроль за правоприменением ограничений и блокирование всевозможных их обходов внедряемых директив;
  • Более жесткие требования к выполнению тарифной регуляции;
  • Введение ограничения на фрахт Россией грузовых судов. Это касается не только нефти и нефтепродуктов, но и перевозок других экспортных товаров морским путем;
  • Отслеживание и предотвращение поставок по «серым» и «параллельным» схемам;
  • Переход к «новой санкционной логике» — от прямых ограничений Запад переходит к «долговременной осаде».

Будут определяться наиболее чувствительные точки, по которым можно нанести самый болезненный удар по российской экономике. Причем не только сейчас, но и в перспективе.

Минюст США усилит контроль за исполнением антироссийских санкций и ради этого разработал новую стратегию.

Ведомство теперь сосредоточится на проверке работы зарубежных инвестиционных консультантов, хедж-фондов, юридических фирм и управляющих частным капиталом, которые помогают России и обеспеченным россиянам обходить ограничительные меры.

Кроме того, ведомство решило изучить, как для обхождения санкций могут использоваться криптовалюты.

В соответствии с Пунктом 19 преамбулы Постановления Совета (ЕС) 2022/1904 от 6 октября 2022 года содержит отсылку на решение Совета (CFSP) 2022/1909 от 6 октября 2022 года, которым расширяется существующий запрет на предоставление, в том числе, услуг юридического консалтинга.

Компании Евросоюза должны применять санкционный комплаенс:

  • Внедрение системы проверки контрагентов, конечных пользователей и их связей;
  • Система проверки товаров (в том числе чистота их места происхождения);
  • Управление зарубежными и национальными регуляторными требованиями (четкое понимание состава антироссийских санкций и ответных мер, анализ правоприменительной практики;
  • Разработка и внедрение своей санкционной политики, оценка потенциальных рисков, план комплаенс-процедур, нацеленных на минимизацию санкционных рисков;
  • Использование автоматизированных решений для реализации контрольных процедур.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

Как проверить товар (или лицо) на санкции ЕС или РФ?

1.По кодам HS — на официальном портале Еврокомиссии.

https://ec.europa.eu/taxation_customs/dds2/taric/taric_consultation.jsp?Lang=en&SimDate=20220302

  1. По документам о санкционных ограничениях — на сайте Торгово-промышленной палаты РФ https://uslugi.tpprf.ru/ru/sanctions_2022/
  2. По коду ТН ВЭД или названию товара — в бесплатном онлайн-сервисе (например, российского провайдера «Альта-софт» https://www.alta.ru/tnved/forbidden_codes/ )
  3. Проверка физических и юридических лиц из санкционных списков.

Важно исключать два риска:

  • есть ли прямое упоминание компании в санкционном списке определенной страны;
  • есть ли в компании участники – физические лица или юридические лица из санкционных списков — с совокупной долей владения в ней 50% и более.

5.Списки санкционных лиц есть в открытом доступе.

Например: https://ruscifra.ru/sankcii/

6.Запрет на вывоз товаров из стран EU/ проверка кодов ТН ВЭД

Краткий алгоритм предварительных действий (анализа и выработки модели поставок) при работе участника ВЭД в условиях санкций.

  1. Использовать краткий обзор санкционных пакетов как памятку для того, чтобы точно выяснить, с какими товарными группами возможно работать по поставкам в/из/через Евросоюз; на что следует обратить внимание; с какими товарами (или услугами) риски международной торговли значительны и какие возможные правовые последствия в этом случае.
  2. Проверить конкретную номенклатуру товара (имея коды ТН ВЭД или HS) на состав конкретных ограничений (или убедиться в их отсутствии) при данных условиях организации поставок с учётом информации о стране ввоза-вывоза, стране транзита, перечня операций с товаром.
  3. На основании проведенного в п.1 и п.2 анализа построить товарную модель поставок с минимизацией санкционных рисков.

Для получения актуальных решений в сфере импортно-экспортных операций в период санкций, направляйте свои заявки в what’s app +37125670347 или на expert@urvest.ru .

Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах  Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Подписывайтесь на нашу рассылку в InstagramFacebookВКонтактеTelegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!

Новые заказы на перевозку грузов без посредников получайте в нашем телеграмм-канале Биржа грузоперевозок «URVEST».

Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграмм-канал «URVEST Пропуск МКАД».

Для оформления электронных сопроводительных документов на вывоз древесины из Беларуси и других стран ЕАЭС обращайтесь к нашим специалистам.

Удачи в Бизнесе!

Сергей Кудрявцев
Директор по развитию Балтийско-Евразийской Палаты Предпринимателей
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ» в Эстонской Республике

Опубликовано 13.06.2023

Оформление пропуска на МКАД

Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?

Как проверить контрагента?

Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?

Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?

Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?

Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?

Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?

Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?

Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?

Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?

Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?

Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?

Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?

Как обжаловать решение таможни о классификации товара?

Как получить предварительное классрешение?

Как правильно составить внешнеторговый контракт?

Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?

qr
x
ТЕЛЕГРАММ-КАНАЛ по оформлению пропусков на МКАД

Подпишитесь и получите скидку на пропуск!

Подписаться в Телеграмм
x
Оформи пропуск на МКАД
со скидкой 10%

при подписке на наш Телеграмм канал

Подписаться в Телеграмм