Правомерность передачи временно ввезенного в ЕАЭС полуприцепа (ТСМП) другому лицу при его перецепке на СВХ (ТЛЦ)
В настоящее время европейские перевозчики и перевозчики некоторых других стран, попавшие под российские и белорусские ограничения (далее, – иностранные перевозчики) обращаются к нам с вопросом о законности их привлечения российскими таможенными органами к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 16.24. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее, — КоАП РФ) за передачу российскому или белорусскому перевозчику временно ввезенного полуприцепа (прицепа) — транспортного средства международной перевозки (далее, – ТСМП) в момент его перецепки на СВХ Российской Федерации (ТЛЦ Республики Беларусь) по причине невозможности дальнейшей перевозки перевозимого в нём груза по территории России и Беларуси.
Ранее, в одной из наших публикаций мы подробно разбирали вопрос о том, допускается ли передача временно ввезенного ТСМП иному лицу для целей вывоза с территории Евразийского экономического союза (далее, — ЕАЭС) с попутной загрузкой на территории ЕАЭС.
В рамках данной статьи разберём вопрос, вправе ли иностранный перевозчик, который ввёз на территорию ЕАЭС ТСМП, передать своё транспортное средство российскому или белорусскому перевозчику для продолжения перевозки груза по территории ЕАЭС.
Итак, начнём по порядку. Положениями ч. 1 ст. 16.24 КоАП РФ предусмотрено, что за использование временно ввезенных ТСМП во внутренних перевозках по таможенной территории Таможенного союза либо их передача во владение или в пользование, продажа либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных ограничений на пользование и распоряжение такими транспортными средствами, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от 50 000 до 300 000 рублей.
Кроме того, в случае нарушения положений (правил использования ТСМП) Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее, — ТК ЕАЭС) в соответствии со ст. 279 ТК ЕАЭС иностранному перевозчику будут начислены к уплате таможенные платежи и пени.
Передача иностранным перевозчиком ТСМП российскому или белорусскому перевозчику в указанном случае является вынужденным действием, так как он не может продолжать дальнейшее движение по территории России и Беларуси.
Более того, данное действие экономически оправдано, так как перегрузка груза может привести к его повреждению, увеличению сроков доставки груза конечному получателю и дополнительным финансовым издержкам.
Важно знать, что если передача ТСМП от иностранного перевозчика российскому (белорусскому) произошла в пункте пропуска (на таможенном посту МАПП), то в этом случае лицом, которое осуществило временный ввоз ТСМП, будет считаться российский (белорусский) перевозчик, так как именно он в этот момент оформляет таможенную декларацию на транспортное средство (далее, – ТД ТС).
Такая процедура сейчас доступна, например, на таможенном посту МАПП «Бурачки» Псковской таможни, так как там расширена зона таможенного контроля.
Кроме того, на белорусских ТЛЦ при перецепке полуприцепа – ТСМП, ТД ТС, оформленная ранее на иностранного перевозчика, переоформляется с разрешения таможенного органа на российского (белорусского) перевозчика.
Однако данную информацию требуется уточнять у белорусского декларанта в каждом конкретном случае.
Осуществление такой операции является допустимой, не нарушающей положений ТК ЕАЭС.
Таким образом, если при ввозе полуприцепа – ТСМП на территорию ЕАЭС, ТД ТС при его перецепке на МАПП (в пункте пропуска) или в расширенной зоне таможенного контроля сразу оформляется на российского (белорусского) перевозчика, то такая перецепка является законной!
Далее, разберём ситуацию, когда перецепка полуприцепа – ТСМП происходит не на МАПП (в пункте пропуска) или в расширенной зоне таможенного контроля, когда ТД ТС (оформленная ранее на иностранного перевозчика) не переоформляется на российского (белорусского) перевозчика с разрешения таможенного органа.
Базовые нормы законодательства по этому поводу трактуют данную ситуацию следующим образом.
Условия нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС временно ввезенных ТСМП урегулированы в статье 275 ТК ЕАЭС.
Так, в частности, в данной статье указано, что временно ввезенные транспортные средства международной перевозки должны находиться в фактическом владении и пользовании лиц, осуществляющих их ввоз на таможенную территорию Союза, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей допускается передача таких транспортных средств иным лицам.
С временно ввезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение операций по их техническому обслуживанию и (или) ремонту, которые потребовались при их следовании на таможенную территорию Союза либо при нахождении на такой территории.
На таможенной территории Союза не допускаются:
1) использование временно ввезенных ТСМП для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 ст. 275 ТК ЕАЭС;
2) передача временно ввезенных ТСМП иным лицам, в том числе в аренду (субаренду), за исключением:
- их передачи для технического обслуживания, ремонта и (или) хранения;
- их передачи в целях завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории ЕАЭС ТСМП.
Таким образом, из положений указанной статьи ТК ЕАЭС следует, что передача иным лицам временно ввезенного ТСМП допустима только в следующих случаях:
а) для технического обслуживания;
б) для ремонта;
в) для хранения;
г) для передачи в целях завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории Союза ТСМП.
Передача временно ввезенного ТСМП другим лицам для иных целей запрещена!
Что из себя представляет понятие «завершение операции перевозки»?
Легальное разъяснение таких понятий, как «операция перевозки», «передача ТСМП в целях завершения операции перевозки» и «вывоз с таможенной территории Союза транспортного средства международной перевозки», в таможенном законодательстве ЕАЭС отсутствует.
Поэтому, предлагается использовать данные понятия, исходя из формальной логики и буквального толкования.
С нашей точки зрения, правильное толкование приведенных терминов следующее.
«Операция перевозки» – въезд/выезд транспортного средства на/с территории ЕАЭС с целью совершения перевозки по территории ЕАЭС.
«Передача ТСМП в целях завершения операции перевозки» – передача ТСМП иному лицу в целях завершения перевозки.
«Вывоз с таможенной территории Союза транспортного средства международной перевозки» — выезд ТСМП с территории ЕАЭС.
С учётом изложенного подходим к основному вопросу: «Вправе ли иностранный перевозчик, который ввез на территорию ЕАЭС полуприцеп — ТСМП, передать его другому перевозчику при его перецепке на российском СВХ (белорусском ТЛЦ)?»
Из положений ст. 275 ТК ЕАЭС следует, что иностранный перевозчик, который ввёз полуприцеп — ТСМП на территорию ЕАЭС, вправе передать это транспортное средство для целей завершения операции перевозки путём вывоза с таможенной территории ЕАЭС.
То есть, такая передача полуприцепа — ТСМП от иностранного перевозчика любому перевозчику возможна, когда ТСМП следует (выезжает) из ЕАЭС (России, Беларуси).
Однако, у нас другие обстоятельства, так как полуприцеп — ТСМП передается иностранным перевозчиком российскому (белорусскому) перевозчику в момент его ввоза (въезда) на территорию ЕАЭС, то есть ТСМП следует в прямом, а не обратном направлении.
Таким образом, если толковать положения подпункта 2 п. 2 ст. 275 ТК ЕАЭС указанным в настоящей статье способом, то следует прийти к выводу, что передача полуприцепа — ТСМП иностранным перевозчиком российскому (белорусскому) перевозчику в момент его ввоза (въезда) в ЕАЭС на территории российского СВХ (белорусского ТЛЦ) запрещена положениями ТК ЕАЭС!
О том, что такая передача полуприцепа — ТСМП иностранным перевозчиком является недопустимой в конце сентября 2022 года на вебинаре предупреждали представители Федеральной таможенной службы России, организованном в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации № 1728 от 30.09.2022.
В связи с этим должностные лица ФТС России рекомендовали осуществлять не перецепку полуприцепа, а перегрузку груза из полуприцепа – ТСМП в российский (белорусский) полуприцеп.
Исходя из изложенного выше, одним из реальных способов разрешения сложившейся ситуации для иностранных перевозчиков в таких случаях перед передачей полуприцепа – ТСМП, является обращение в таможенный орган за получением у него разрешения на перецепку, при условии, что полуприцеп — ТСМП российскому (белорусскому) перевозчику не передаётся до получения ответа Таможни.
Парадокс данной ситуации заключается в том, что по мнению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь при передаче иностранным перевозчиком полуприцепа — ТСМП российскому (белорусскому) перевозчику в действиях иностранного перевозчика не имеется нарушений положений ТК ЕАЭС.
Из указанного следует, что абсолютно полярные мнения ФТС РФ и ГТК РБ приводят к недопониманию иностранными перевозчиками законодательства ТК ЕАЭС и различной практике привлечения последних к административной ответственности со стороны таможенных органов союзных государств (России и Беларуси).
РЕЗЮМЕ: если вы столкнулись с подобной ситуацией в России, Беларуси или иной стране ЕАЭС, обращайтесь напрямую к компетентным юристам, которые окажут профессиональную помощью в доказывании правомерности ваших действий, а равно в получении официальных разъяснений от уполномоченных органов ЕАЭС и входящих в его состав государств.
Для оформления электронных сопроводительных документов на вывоз древесины из Беларуси и других стран ЕАЭС обращайтесь к нашим специалистам.
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Для размещения своих предложений по доставке грузов, подписывайтесь на наш телеграмм-канал Биржа грузоперевозок «URVEST».
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграмм-канал «URVEST Пропуск МКАД»
Удачи на дорогах!
Владимир Мальгин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 07.03.2023
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?