Разрешен ли транзит «санкционных» товаров по территории России?
В настоящей статье мы коснемся вопроса транзитных перевозок так называемых «санкционных» товаров через территорию России.
Введение в 2014 году запрета на ввоз в РФ некоторых категорий пищевых продуктов из стран ЕС нанесло ущерб многим перевозчикам, которые специализировались на таких заказах. Однако, некоторые компании по-прежнему продолжают возить «санкционные» товары получателям в других странах Европы и Азии (Украина, Казахстан, Монголия, и др.) транзитом через территорию России.
В практике таких перевозок достаточно часто возникает вопрос: является ли перевозка «санкционных» товаров транзитом через территорию РФ законной. Данный вопрос до сих пор не разрешен на практике, хотя ожидалось, что в марте 2017 года Верховный суд поставит в нем точку.
Вначале немного теории.
Как известно, указом Президента РФ № 560 от 06.08.2014 г. введены специальные экономические меры («санкции»), которыми установлен запрет на осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны ЕС и ряд других стран, которые ввели санкции против РФ.
Формально Правительством РФ запрет сформулирован таким образом, что распространяется на все товары из перечня, вне зависимости от заявленной таможенной процедуры и страны назначения. По данному основанию многие перевозчики в последние годы получили отказ во ввозе «санкционных» товаров в целях транзита через РФ, и привлечены к административной ответственности.
С другой стороны, на практике таможенные посты зачастую допускают транзит «санкционных» товаров в другие страны. В данном контексте интересно обратить внимание на письмо Россельхознадзора № ФС-АС-3/22903 от 21.11.2014 г., в соответствии с которым перемещение растительной продукции, включенной в «санкционный» список, в третьи страны с 24.11.2014 г. должно осуществляться только через пункты пропуска на границе РФ. То есть, вводя такое ограничение, государственный орган исходит из изначальной правомерности транзита «санкционных» товаров.
В итоге, аналогичные ситуации трактуются таможней абсолютно по-разному, а для международных перевозчиков перевозка «санкционных» товаров транзитом через Россию превращается в «русскую рулетку».
В марте до Верховного суда дошли два дела о привлечении международных перевозчиков к административной ответственности за транзит «санкционных» товаров. Причем, что интересно и важно, при рассмотрении этих дел нижестоящие суды обозначили абсолютно разные правовые позиции. В одном случае с жалобой обратилась таможня, поскольку суды посчитали транзитную перевозку «санкционных» товаров законной и отменили постановление таможни о назначении штрафа (дело № А56-88594/2015), а во втором случае перевозчик жаловался на судебные акты, которыми такая перевозка признана незаконной, а назначенный таможней штраф оставлен в силе (дело № А52-2399/2015).
Жалобы рассмотрены двумя разными судьями Верховного суда, и оба судьи отказали в передаче дел в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда, не установив для этого достаточных оснований. То есть, судьи по сути пришли к взаимоисключающим выводам.
«Последовательность» судей Верховного суда дает очередной повод порассуждать об эффективности российских судов, но для нас важнее то, какие последствия выводы судей будут иметь для перевозчиков.
Как нам видится, более серьезное исследование вопроса заключено в Определении от 07.03.2017 г. по делу № А56-88594/2015, вынесенном судьей Верховного суда Першутовым А.Г., который рассмотрел проблему более глубоко, выйдя за рамки формализма и учтя правовую природу специальных экономических мер. Согласно его выводам, введенные Указом № 560 меры могут распространяться лишь на товары, ввоз которых на территорию РФ является следствием внешнеэкономических операций, подпадающих под юрисдикцию РФ. Следовательно, они не могут распространяться на ввоз товаров, являющихся предметом заключенных и исполняемых за пределами РФ сделок между иностранными лицами.
Обобщая нынешнее состояние вопроса, можно вывести несколько ключевых выводов.
Во-первых, по нашему мнению, ввоз «санкционных» товаров в РФ в целях транзита в рамках сделки между иностранными лицами, не нарушает российское законодательство. Однако на практике такая перевозка продолжает представлять для перевозчиков определенный риск. Фактически на сегодняшний день решение о законности/незаконности такого ввоза принимается конкретными должностными лицами на конкретном таможенном посту.
Во-вторых, в случае привлечения перевозчика к административной ответственности за совершение такой перевозки, вынесенное постановление можно и нужно обжаловать. Положительная судебная практика по признанию таких постановлений незаконными имеется.
Используйте данную информацию с пользой для вашего бизнеса.
Удачи на дорогах!
Алексей Зимин
Юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 20.04.2017
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?