Таможенный аудит. Как минимизировать риски от таможенной проверки, проводимой после выпуска товаров
Действующий Таможенный кодекс ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2018 года. Его нормы призваны способствовать сокращению времени таможенного оформления товара, в том числе за счет автоматического выпуска товаров, осуществляемого без участия сотрудника таможни, что приводит к минимизации влияния человеческого фактора при принятии решения о выпуске.
Некоторые импортеры по наивности полагают, что главное в новых условиях получить разрешение таможни на выпуск товара, выехать с СВХ, и контроль со стороны таможни на этом будет завершен.
Но обратной стороной данного процесса является то, что таможенными органами реализуется смещение акцента таможенного контроля со стадии выпуска на этап после выпуска товаров.
Статьей 310 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный контроль может проводиться таможенными органами в течение трех лет после выпуска товара, включая контроль как в форме таможенной проверки, так и в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
Приоритетность фискальной функции таможенных органов предполагает отнесение к области риска сведений, имеющих непосредственное отношение к таможенным пошлинам и налогам.
Соответственно контролю подвергаются заявленные в таможенной декларации сведения в отношении:
- классификационного кода товара по ТН ВЭД,
- его таможенной стоимости,
- страны происхождения,
- условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и т.п.
На сегодняшний день у импортеров есть уже понимание того, что таможенная проверка проводится таможенным органом целенаправленно, т.е. для документального отражения выявленного факта недостоверного декларирования по конкретным декларациям на товары, попавшим в выборку для проверки.
А вот применение таможенным органом положений статьи 315 Таможенного кодекса о порядке исчисления таможней пошлин и налогов по результатам проверки документов и сведений для добропорядочного импортера может быть полной неожиданностью.
Так, одной из причин самостоятельного исчисления таможенным органом таможенных платежей может быть не только факт непредставления затребованных документов, но и представление документов, указанных в декларации на товары, если по мнению таможенного органа эти документы не подтверждают проверяемые сведения.
Отличительной особенностью таможенного контроля после выпуска товаров является то, что наступление негативных для импортера последствий (взыскание таможенных платежей, привлечение к административной/уголовной ответственности) растягивается по времени.
Анализ результатов проводимого таможенными органами постконтроля свидетельствует о том, что большая доля выявленных нарушений являются результатом непреднамеренных ошибок, совершенных добропорядочными импортерами.
Среди причин такого рода ошибок можно выделить:
- неверную интерпретацию норм таможенного законодательства;
- коммуникационные пробелы внутри компании;
- дефекты взаимодействия с таможенными представителями;
- недостаточную компетенцию лиц, участвующих во внешнеэкономических процессах компании.
Как следствие, в настоящее время для руководителей компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, становится особо актуальным вопрос уверенности в том, что сотрудниками компании (привлеченными таможенными представителями) таможенные операции компании проводятся в соответствии с требованиями таможенного законодательства.
Одним из эффективных способов минимизации наступления негативных последствий для компании является таможенный аудит (customs compliance), под которым понимается проверка соответствия внешнеторговых операций компании требованиям таможенного законодательства.
Такая проверка осуществляется независимыми экспертами нашей компании с практическим опытом в сфере таможенного права и в области регулирования внешнеторговой деятельности более 15 лет.
Специалисты в области таможенного законодательства помогут своевременно выявить неумышленные нарушения установленных норм и правил, найти пути оптимального устранения их последствий в рамках законодательства с целью минимизации санкций со стороны таможенных органов.
Для проведения таможенного аудита достаточно просто заполнить заявку.
На основании полученных данных будет разработан план проведения проверки по выявлению существующих или потенциальных рисков.
В результате осуществления соответствующих процедур, в зависимости от согласованного плана проведения проверки, компания получит отчет с описанием выявленных несоответствий таможенных операций компании таможенному законодательству, оценкой их последствий и рекомендациями по их устранению.
Если у компании по результатам проведенной проверки возникнет необходимость в правовой поддержке, а также понадобится сопровождение в отношениях с таможенными органами по вопросу реализации изложенных в отчете рекомендаций, специалисты нашей фирмы с удовольствием помогут вам в этом вопросе.
Удачи на дорогах!
Владимир Корнев
Юрист
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ в Республике Беларусь
Опубликовано 18.07.2019
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как правильно составить контракт? Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?