Типичные ошибки экспортёров древесины при оформлении ЭСД
Лето – поистине горячая пора. И дело не только в погодно-климатических условиях. Как известно, весенне-летний период является наиболее подходящим временем для экспортных поставок древесины и продукции ее переработки. Однако, события, происходящие с недавнего времени на геополитической арене, внесли некоторые коррективы в привычный бизнес-уклад производителей и поставщиков древесины.
Так, экономические санкции, введенные в отношении экспортеров лесоматериалов из России и Беларуси, заставили последних переориентировать направление поставок древесины на Восток. И вот, на смену европейским импортерам пришли покупатели из Турции, Грузии, Узбекистана, Таджикистана.
Преимущественно, транспортировка лесоматериалов в указанных направлениях осуществляется с использованием железнодорожного транспорта. Однако, в настоящее время, многие экспортеры обращают свои взоры и на автомобильный транспорт, выбирая его в качестве наиболее оптимальной альтернативы железнодорожным перевозкам.
В нашей сегодняшней публикации мы подробно расскажем Вам о порядке перевозки и транзита лесоматериалов по территории России при вывозе за пределы ЕАЭС и типичных ошибках экспортеров при прохождении процедуры оформления электронного сопроводительного документа (далее – ЭСД).
Пожалуй, всем причастным к экспорту лесоматериалов доподлинно известно, что, начиная с 31.01.2023, для перевозки древесины и лесоматериалов по территории России требуется наличие оформленного электронного сопроводительного документа в виде QR-кода. Данное требование установлено положениями статьи 50.4. Лесного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 06.12.2021 № 2214 «Об утверждении формы электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки, состава сведений, включаемых в электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины и продукции ее переработки, а также требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки и о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 16 октября 2020 г. N 1696» (далее – Постановление Правительства РФ от 06.12.2021 № 2214) и Постановления Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552 «О порядке перевозки отдельных видов древесины и (или) продукции ее переработки грузовым автомобильным транспортом и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (далее – Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552).
Более подробно о том, как экспортерам из Беларуси (ЕАЭС) легально вывозить древесину в третьи страны транзитом через Россию, мы уже рассказывали в нашей предыдущей публикации.
Сегодня мы разберем типичные ошибки и неточности, которые допускают экспортеры и импортеры пиломатериалов при оформлении ЭСД и предоставлении сведений для внесения в систему ЛесЕГАИС.
Прежде всего, необходимо напомнить о том, какие сведения являются необходимыми для внесения в систему обеспечения прослеживаемости древесины ЛесЕГАИС:
- наименование, адрес, налоговый номер грузополучателя/грузоотправителя/перевозчика древесины;
- номер транспортного средства с прицепом, на котором осуществляется перевозка пиломатериалов;
- наименование пунктов пропуска при въезде/выезде в/из РФ;
- фактический объём экспортируемой древесины
Начнем с последнего. При оформлении ЭСД важно указывать фактический объем экспортируемой древесины на уровне 2-х знаков после запятой.
Таким образом, при экспорте сборного груза, предусматривающего транзит нескольких товарных позиций ТН ВЭД, важно указать именно фактический объем пиломатериалов с кодом 4407 ТН ВЭД для внесения в систему ЛесЕГАИС и оформления ЭСД.
Сведения о фактическом объеме, как правило, содержатся в декларации на товары, CMR, отгрузочной спецификации. Важно помнить о том, что сведения о фактическом объеме вывозимой древесины, содержащиеся в вышеуказанных документах, должны соответствовать значениям, указанным в ЭСД, а следовательно, внесенным в систему ЛесЕГАИС. В противном случае, в выпуске транспортного средства с неверно оформленным ЭСД и недостоверно указанными в нем сведениями о фактическом объеме пиломатериалов будет отказано до устранения выявленного нарушения или, что хуже, в отношении собственника будет составлен протокол об административном правонарушении и назначен административный штраф в размере от 500 000 до 700 000 рублей с конфискацией товара (древесины) и транспортного средства.
Говоря о фактическом объеме экспортируемых пиломатериалов, нельзя не затронуть еще один важный аспект – влажность древесины.
В зависимости от показателя влажности древесина может иметь уровень влажности более 22% или менее 22%. Степень влажности видового состава древесины влияет на определение кода ТН ВЭД, согласно которому будет классифицироваться породный состав древесины.
К примеру, пиломатериалы из ели влажностью более 22% классифицируются в ТН ВЭД с кодом 4407 129206. В то же время, пиломатериалы из ели влажностью менее 22% классифицируются с кодом 4407 129201. При оформлении ЭСД указывается код ТН ВЭД экспортируемой древесины и проставляется отметка о влажности. Указанные сведения должны совпадать с указанными в декларации на товары и не противоречить друг другу.
Немаловажной является также информация о пункте пропуска при выезде из Республики Беларусь на территорию РФ и пункте пропуска при убытии с территории РФ на территорию государств-членов ЕАЭС и за пределы ЕАЭС.
Перечень пунктов пропуска, уполномоченных на выпуск транспортных средств, перевозящих пиломатериалы с использование ЭСД, определен Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 № 2552.
Более того, в соответствии с положениями п. 3 названного выше Постановления, вывоз древесины с территории ЕАЭС также разрешается через пункты пропуска, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 521 от 15.07.2010 (Например: Новороссийск, Адлер, Верхний Ларс, Кяхта, Забайкальск, Владивосток, Бурачки, Убылинка и др.).
Таким образом, приступая к процедуре оформления ЭСД, важно иметь в виду тот факт, что далеко не все пункты пропуска уполномочены осуществлять выпуск указанного товара с использованием ЭСД.
Информация о пунктах пропуска при транзите пиломатериалов должна быть указана в фитосанитарном сертификате и совпадать с фактическими сведениями, указанными в ЭСД. Попытка прохождения границы вне пунктов пропуска, определенных Постановлением, обернется для перевозчика безрезультатным длительным простоем в очереди, далее — отказом в выпуске (возвратом транспортного средства) и, как следствие, потерей драгоценного времени.
Для всех экспортёров древесины Республики Беларусь (ЕАЭС), следующих автомобильным транспортом транзитом через Россию в третьи страны, а также непосредственно в РФ, наши специалисты в кратчайшие сроки оформят необходимые электронные сопроводительные документы.
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Заявки на оформление полиса ОСАГО направляйте в what’s app +37125670347 или на info@urvest.ru .
Новые заказы на перевозку грузов без посредников получайте в нашем телеграмм-канале Биржа грузоперевозок «URVEST».
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграмм-канал «URVEST Пропуск МКАД».
Удачи в бизнесе!
Екатерина Кретова
Заместитель генерального директора
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 25.07.2023
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?