Вправе ли перевозчик обратиться с заявлением об изменении места доставки сразу на предполагаемую таможню назначения? Разбор ситуации на практике
Для многих перевозчиков, осуществляющих международные рейсы, знакома ситуация, когда в ходе перевозки возникает необходимость изменить определенную таможенным органом при открытии таможенной процедуры таможенного транзита таможню назначения (или, если использовать легальную терминологию, место доставки).
Как правило, такие обстоятельства связаны либо с изначально неправильным оформлением CMR-накладной, либо с ошибкой таможенного органа отправления.
Порядок совершения таможенных операций, связанных с получением разрешения таможенного органа на изменение места доставки товаров (далее – Порядок), закреплен Решением Коллегии ЕЭК от 13 декабря 2017 года № 170, прописан достаточно понятным языком и, казалось бы, легок в применении.
В рамках одной из наших статей мы уже разбирали общий алгоритм действий перевозчика при необходимости изменения места доставки.
Однако на практике мы столкнулись с тем, что изменение таможни назначения из простой и понятной процедуры может превратиться в борьбу здравого смысла с формальным подходом.
Одним из действительно важных и удобных для перевозчика элементов рассматриваемой процедуры мы считаем то, что с заявлением об изменении места доставки он вправе обратиться в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования, который уполномочен на совершение таможенных операций и в регионе деятельности которого находятся товары и транспортное средство.
Порядок предусматривает, что на основании заявления перевозчика соответствующий таможенный орган действует в два этапа:
а) принимает решение об изменении места доставки и завершает таможенную процедуру таможенного транзита;
б) на основании поданной перевозчиком транзитной декларации открывает новую процедуру таможенного транзита до нужной перевозчику таможни назначения.
Действия, совершаемые в стандартном порядке, обычно не вызывают у таможенных органов никакой сложности.
Но на деле ситуация может поменяться кардинальным образом, если перевозчик принял очень простое и логичное решение – сразу ехать на ту таможню, где по требованию заказчика должен быть растаможен товар, и прямо там подать заявление об изменении места доставки.
Это удобно сразу по нескольким причинам.
Во-первых, с точки зрения логистики. Оптимизируется маршрут, исключаются лишние перемещения транспортного средства между таможенными постами.
Во-вторых, сама процедура сводится лишь к одному этапу «а»: изменяется место доставки и закрывается процедура таможенного транзита. Открывать новый транзит уже не требуется, так как перевозчик уже находится в нужной ему зоне таможенного контроля. Соответственно перевозчику не нужно тратить время и деньги на лишнее таможенное оформление, предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей и т.д.
Но, как оказалось, таможенные органы могут иметь на этот счет иное мнение.
В конкретной ситуации таможенный пост отказался впускать транспортное средство в зону таможенного контроля, а также принимать и регистрировать поданное перевозчиком заявление об изменении места доставки, предложив ему обратиться на соседний таможенный пост, находящийся условно «в 500 метрах через дорогу».
Более того данные действия были поддержаны должностными лицами отдела контроля за таможенным транзитом соответствующей таможни. Причем устно озвученное таможенным органом обоснование такой позиции заключалось только в том, что заявление об изменении места доставки не может быть подано в тот же таможенный орган, который будет указан в качестве нового места доставки. Без каких-либо ссылок на конкретные положения Порядка.
Перевозчик не захотел усложнять ситуацию и принял решение, что ему проще пойти навстречу таможне, и подал заявление об изменении места доставки на другой таможенный пост.
Несмотря на это, позиция таможенного органа в данной конкретной ситуации вызывает немалые возражения.
Да, действительно, как уже отмечено выше, описанная в Порядке процедура, прежде всего, предусмотрена для ситуаций, когда после изменения места доставки перевозчику еще нужно продолжить движение в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита до правильной таможни назначения. При этом подпункт «в» пункта 5 Порядка устанавливает, что в таможенный орган вместе с заявлением предоставляется транзитная декларация, в которой указано предполагаемое место доставки.
Но является ли это обязательным условием для изменения места доставки?
Мы считаем, что нет, и в тексте Порядка этому можно найти целый ряд доказательств.
- Прежде всего, вернемся еще раз к определению таможенного органа, в который перевозчик вправе подать заявление.
Он исчерпывающе определен тремя условиями:
а) находится по пути следования перевозчика;
б) уполномочен на совершение таможенных операций;
в) в его регионе деятельности находятся товары и транспортное средство.
Никаких иных определяющих критериев, в том числе исключающих обращение с заявлением в предполагаемый таможенный орган назначения, Порядком не установлено. Тем более что формулировка прямо допускает обращение в любой таможенный орган, соответствующий трем указанным условиям.
- Но еще более показателен исчерпывающий перечень оснований для отказа в изменении места доставки.
Данный перечень установлен пунктом 8 Порядка:
а) заявление поступило в таможенный орган, который не уполномочен на совершение таможенных операций и (или) не в регионе деятельности которого находятся товары и транспортное средство;
б) заявление подано неуполномоченным лицом;
в) заявление не содержит сведения о перевозчике, о регистрационном номере первоначальной транзитной декларации, об обусловивших необходимость изменения места доставки обстоятельствах, о предполагаемом месте доставки, о зоне таможенного контроля, в которой размещено транспортное средство с товарами;
г) не представлены документы, подтверждающие изменение пункта назначения (подпункт «б» пункта 5 Порядка);
д) в определенных законом случаях, когда место доставки установлено вне зависимости от товаросопроводительных документов;
е) не исполнены обязанности перевозчика при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Отказ по любым иным основаниям, в том числе в связи с обращением в предполагаемый таможенный орган назначения или с отсутствием предусмотренной подпунктом «в» пункта 5 Порядка транзитной декларации, в которой указано предполагаемое место доставки, будет незаконным и может быть обжалован перевозчиком.
Алгоритм действий перевозчика, который будет готов защищать свои права в подобной ситуации, примерно следующий:
1) Разместить транспортное средство с товаром в зоне таможенного контроля предполагаемого таможенного органа назначения.
2) Составить и подать заявление об изменении места доставки одним из предусмотренных Порядком способов. Например, направить его по электронной почте на официальный электронный адрес таможенного поста ( при его отсутствии – на официальный электронный адрес вышестоящей таможни).
3) Контролировать регистрацию таможенным органом поданного заявления.
4) Контролировать принятие таможенным органом решения об изменении места доставки.
5) Любые незаконные действия таможенного органа, которые могут заключаться в препятствовании въезду транспортного средства в зону таможенного контроля, в уклонении от регистрации заявления, в уклонении от принятия решения об изменении места доставки либо в принятии решения об отказе в изменении места доставки по не предусмотренному Порядком основанию, своевременно обжаловать в вышестоящий таможенный орган или в суд.
6) Фиксировать свои убытки, которые возникают по вине таможенного органа.
Подводя итог, можно сказать, что рассматриваемая ситуация является олицетворением одной из главных проблем в развитии правоотношений таможни и бизнеса в России.
С одной стороны, в официальных пресс-релизах и заявлениях высших должностных лиц таможни мы регулярно слышим о том, что таможенное законодательство и работа таможни все больше ориентированы на интересы законопослушных представителей бизнеса и комфортное ведение внешнеэкономической деятельности.
С другой же стороны, даже в самых базовых вопросах при принятии решений таможенные органы исходят из установки, которая прочно засела в головах: не может такого быть, чтобы таможенные правила предоставляли участнику ВЭД простое и удобное решение.
К сожалению, плодородную почву для укрепления такого отношения создают сами участники ВЭД, не желающие искать «истину в споре».
Те же, кто хочет пользоваться всеми правами, предоставленными Законом, и на практике создавать для себя комфортные условия для работы, могут рассчитывать на правовую поддержку профессиональных юристов во всех своих начинаниях.
Удачи на дорогах!
Алексей Зимин
Старший юрист
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 18.08.2020
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?