Выявление санкционки в Евросоюзе. Инструкция для применения
В информационном пространстве многие участники внешнеэкономической деятельности ежедневно сталкиваются с контентом посвящённым санкциям. В основном речь идёт об очередных экономических ограничениях (пакетах санкций), которые США и страны Евросоюза вводят в отношении России.
Эти сведения, как правило, носят сугубо информационный характер и ни имеют ничего общего с реальной правоприменительной практикой государственных органов США и стран Европейского Союза, которые отвечают за их исполнение в каждом конкретном случае.
С учётом большого количества обращений, импортёров, экспортёров, перевозчиков, экспедиторов и таможенных представителей по этому вопросу, в качестве примера, разберу реальный кейс по нарушению санкционного законодательства в Евросоюзе и последствиях, которые ожидают всех участников этого увлекательного процесса.
ФАБУЛА
Российский импортёр на протяжении несколько лет на регулярной основе ввозил в Россию сельскохозяйственную технику и запасные части. После вступления в силу очередных санкций Евросоюза в марте 2022 года, импортёр, продолжил ввозить груз в Россию из ЕС, но оформлял по документам доставку груза в Казахстан.
При очередном прохождении границы через одну из прибалтийских стран на международном автомобильном пункте пропуска Евросоюза в рамках таможенного досмотра у водителя был обнаружен второй комплект документов на доставку груза в Россию.
В итоге у таможенников ЕС оказалось на руках два комплекта товаросопроводительных документов (первый комплект — на Казахстан, второй – на Россию).
По итогам таможенного досмотра транспортное средство и перевозимый товар были задержаны по подозрению в нарушении санкционного законодательства Евросоюза, а с водителя были взяты первичные объяснения по выявленному правонарушению.
ЦЕЛЬ КЛИЕНТА
Освободить груз, транспортное средство, уклониться от уголовной ответственности (санкция: штраф в размере нанесённого ущерба – более 150 000 EUR / лишение свободы на срок до 8 лет).
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
Несколько дней все участники данной «спецоперации» (импортёр, продавец товара, перевозчик, таможенный склад, декларант и пр. специалисты) находились в состоянии томительного ожидания в надежде на то, что всё рассосётся само собой.
Тем временем, ответственный исполнитель таможни на МАПП направил всю имеющуюся информацию по выявленному нарушению в аналитический отдел таможенного органа для принятия решения по существу, а старший следователь управления налоговой и таможенной полиции в кратчайшие сроки (через один день) возбудил уголовное дело по факту нарушения санкционного законодательства ЕС и приступил к расследованию данного дела с целью установления лиц, виновных в его совершении.
Далее, по отдельному поручению следователя, на МАПП был официально допрошен в рамках уголовного дела водитель.
Затем, следователь приступил к сбору информации и необходимых документов у всех причастных к этой ситуации лиц с целью получения объективной картины происходящего (детальной проработки хронологии событий и допроса всех лиц, участвующих в реализации данной поставки: водителя; руководителя транспортной компании; должностных лица перевозчика, участвующих в оформлении и передаче документов водителю; декларанта, оформившего документы; должностных лиц таможенного склада, участвующих в погрузке товара; отправителя груза, получателя товара и др. лиц).
КЛЮЧЕВЫЕ ОШИБКИ НА ПРАКТИКЕ
На практике у участников «спецоперации» по доставке груза началась паника и всё происходящее стало напоминать сценарий из известной басни Крылова И.А. «Лебедь, рак и щука».
Одни участники цепочки стали обвинять других в некомпетентности, другие в нарушении ранее согласованных договорённостей, третьи – в искажении фактов.
Подобные действия приводят к тому, что вместо того, чтобы искать правильное решение в сложившейся ситуации и выстраивать эффективную линию защиты, все участвующие лица только вредят друг другу. А как известно, когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт!
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ УЧАСТНИКАМ ВЭД ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ САНКЦИОННОГО ТОВАРА В ЕВРОСОЮЗЕ
- В большинстве случаев реальную ответственность (административную или уголовную) за реализацию санкционной поставки груза в РФ будет нести руководитель европейской транспортной компании или продавец товара из ЕС.
- К транспортнику и продавцу товара могут присоединиться декларанты и таможенные склады в Евросоюзе, а также конкретные лица участвующие в подготовке и передаче документов (группа лиц по предварительному сговору).
- Водитель всегда является слабым звеном в подобных проектах, поэтому на него может быть оказано реальное давление в рамках допроса по уголовному делу, где он может рассказать всё, что знал и даже не знал.
- Импортер, который находится в России / Казахстане, может лишиться своего груза, задержанного в рамках уголовного дела (при получении товаром статуса вещественного доказательства). Привлечь к реальной ответственности импортера из России и Казахстана будет достаточно проблематично.
- У всех участников цепочки разные цели.Импортер хочет быстро вернуть товар (его не всегда тревожит судьба европейских партнёров – перевозчика, продавца, декларанта, таможенного склада, которые могут понести реальное наказание).
Перевозчик хочет как можно быстрее вернуть своё транспортное средство и соскочить с уголовной ответственности.
Декларант, таможенный склад, продавец также стремится к тому, чтобы от него отстали правоохранители и не привлекли за соучастие в нарушении санкционного законодательства.
- Транспортное средство, на котором перевозился санкционный товар, при благоприятном развитии ситуации должно быть передано перевозчику, но у органов следствия существует ряд манипуляций, используя которые можно на длительный срок (от несколько месяцев до года) оттянуть это решение, либо, при определённых обстоятельствах, признать транспортное средство вещественным доказательством по уголовному делу.
- В настоящее время у органов следствия ещё нет чёткой процедуры и методички (шаблона) расследования данной категории уголовных дел, поэтому некоторые действия выглядят со стороны правоохранителей несколько хаотично, однако они быстро учатся!
- Расследование наиболее значимых санкционных дел в Евросоюзе, в частности Странах Балтии, курируют специальные уполномоченные должностные лица правоохранительных органов США и ЕС, которые принимают непосредственное участие в допросах и оказывают существенное влияние на процесс (например: инициируют допрос одного из участников цепочки из ЕС непосредственно на территории США, со всеми вытекающими последствиями – например: оформление сделки с правосудием в результате которой показания обмениваются на снижение срока).
- Важно знать, что по итогам аналитики ваших предыдущих легальных поставок в Россию товаров из Евросоюза до наступления санкций, ваши поставки могут находиться под пристальным вниманием соответствующих подразделений правоохранительных органов. Вполне вероятно, что ваша поставка уже сопровождается специальными подразделениями правоохранительных органов и ведётся дистанционный контроль за перемещением вашего груза (прослушка, видеонаблюдение, внедрённые агенты и пр.)
- На момент написания данной публикации в Евросоюзе ещё отсутствует судебная практика по данной категории уголовных дел. Однако в ближайшее время всё может измениться.
- Будьте готовы к тому, что правовая защита по делам, связанным с санкционкой – очень дорогое удовольствие, поэтому, на старте, не забывайте выделять отдельный бюджет на эту статью расходов.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ МИНИМИЗИРОВАТЬ ПОТЕРИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ САНКЦИОНКИ
- Оперативно включайтесь в процесс подготовки доказательств и выстраивания линии защиты. Промедление смерти подобно! (чем дольше вы думаете о возвышенном, тем больше информации соберут правоохранители, быстрее возбудят уголовное дело и начнут в системном порядке допрашивать всех участников цепочки, выявляя все противоречия в показаниях).
- Обязательно нанимайте профессиональных юристов в сфере ВЭД, которые имеют реальный опыт ведения дел в Таможне, понимают специфику всего процессинга доставки товара, разбираются в товаросопроводительных документах и вопросах санкционного законодательства. Это позволит выстроить эффективную линию защиты и координировать процесс оказания реальной правовой помощи.
- Не ссорьтесь с участниками вашей «спецоперации», так как это значительно увеличивает риски привлечения к реальной ответственности.
И да поможет вам Бог!
Для тех, кому необходима помощь при выявлении фактов нарушения санкционного законодательства, обращайтесь к профессиональным юристам в этой отрасли.
Более 1000 ответов на вопросы в сфере таможенного дела, международных перевозок, внешнеэкономической деятельности, Вы узнаете в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Подписывайтесь на нашу рассылку в Instagram, Facebook, ВКонтакте, Telegram прямо сейчас и узнавайте ответы на свои вопросы первыми!
Новые заказы на перевозку грузов без посредников получайте в нашем телеграмм-канале Биржа грузоперевозок «URVEST».
Для оформления пропусков на МКАД направляйте свои запросы в наш телеграмм-канал «URVEST Пропуск МКАД»
Удачи в бизнесе!
Роман Образцов
Управляющий Партнер
Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Опубликовано 13.09.2022
Как обезопасить свой бизнес при работе с Китаем?
Как обжаловать постановление о штрафе в Евросоюзе?
Как правильно заполнить Дозвол на перевозку?
Как получить свои деньги за неоплаченный фрахт?
Как оперативно консультироваться в ЮРВЕСТ 24/7?
Как возвратить задержанный таможней товар по административному делу?
Ространснадзор. Как избежать штрафа в размере 200 000 рублей?
Как получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах в Китае / Евросоюзе?
Как проверить запреты и ограничения при транзите и импорте товаров?
Как на 30% снизить расходы своей компании на ВЭД?
Санкционный аудит. Как вывести продукт на рынок США?
Как зарегистрировать товарный знак в ТРОИС?
Как обжаловать решение таможни о классификации товара?
Как получить предварительное классрешение?
Как правильно составить внешнеторговый контракт?
Как избежать крупный штраф за нарушение валютного контроля?