Интересные Проекты «ЮРВЕСТ» 2017 года
В пользу перевозчика с отправителя груза взыскан таможенный штраф и иные убытки, возникшие в связи с предоставлением недостоверных сведений о грузе:
При выезде с территории РФ на МАПП при прохождении таможенного контроля был выявлен факт сообщение перевозчиком недостоверных сведений о весе перевозимого товара. Фактический вест товара превышал вес, указанный в товаросопроводительных документах.
По данному факту перевозчик был привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ за предоставление таможенному органу недостоверных сведений о товаре. Перевозчику было назначено наказание в виде штрафа в размере 60000 руб. Кроме того, он понес убытки в виде расходов на оплату разгрузочных и погрузочных работ при проведении таможенного контроля в размере 31 010 руб.
Оплатив наложенный штраф, перевозчик обратился с претензией к отправителю товара с требованием компенсировать возникшие по его вине убытки, поскольку сведения о весе товара в товаросопроводительных документах указывал отправитель. Отправитель отказался удовлетворить требования перевозчика в добровольном порядке, ссылаясь на установленную судом вину в рамках административного дела, а также на наличие у перевозчика обязанности по проверке соответствия фактического веса и объема груза данными, указанными в CMR-накладной.
На основании анализа материалов дела и сложившейся правоприменительной практики был сделал вывод о правомерности требований перевозчика, который основывался на следующем:
- отправитель обязан предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей. Проверка правильности и полноты этих документов не входит в обязанности перевозчика (КДПГ);
- отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью документов (КДПГ);
- вина, установленная в рамках административного дела, не имеет преюдициальное значение для гражданско-правого спора;
- перевозчик отвечает перед таможенными органами (как органами государственной власти) отвечает, как лицо, непосредственно вступающее в правоотношения с таможенными органами. Однако, данный факт не исключает ответственность грузоотправителя перед перевозчиком за нарушение обязательств в рамках гражданско-правовых отношений (правовая позиция Конституционного суда России).
Суды первой и второй инстанции требования перевозчика не поддержали, ссылаясь на преюдицию вины перевозчика, установленную судом в рамках административного дела о привлечении перевозчика к ответственности.
Однако, суд кассационной инстанции отменил судебные акты судов первой и апелляционной инстанции, направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной руководствовался нормами КДПГ об ответственность отправителя груза перед перевозчиком за предоставление недостоверных сведений.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции удовлетворил требования перевозчика в полном объеме.
Дело № А62-2567/2016 в Двадцатом арбитражном апелляционном суде, Арбитражном суде Центрального округа.